Реконструкция набережных в г. Калининграде

Архитектурно-градостроительная концепция

Вид на мост, со стороны Музея Мирового Океана.

Вид на мост, со стороны Музея Мирового Океана.

Место: г. Калининград, Россия.
Статус: архитектурная концепция.
Для кого: администрация города Калининграда.
Когда: 2019.
Архитекторы: И. Толстиков — руководитель творческого коллектива, Л. Миронова, К. Ракова, при участии: А. Сильва Зобачева.


Текущая ситуация

Набережная разомкнута, фрагментирована. Мощнейший городской ресурс — река — почти целиком выключена из городской жизни. Фактически, центр города не работает на привлечение туристов и жителей к набережной. Парковки, склады, и прочие пром сооружения, вместо того, чтобы быть вынесенными за пределы набережной и центра, расположены по берегу реки. Оттого развитие возможностей для досуга граждан вдоль реки не создаётся.

Схема рассматриваемой системы набережных с мостом ММО в центре.

Схема рассматриваемой системы набережных с мостом ММО в центре.

Даже включая реконструируемый старый мост в пешеходный маршрут, мы не сможем активизировать набережную и задействовать реку. Требуется более кардинальное решение, которое создаст новую жизнь в центре города, создаст новые рабочие места и возможности для развития малого и среднего предпринимательства, даст новый толчок и сработает на пользу существующему бизнесу, привлечёт новых пользователей территории, и создаст возможность для расширения видов использования территории.

Схема разрабатываемого модельного участка

Схема разрабатываемого модельного участка

Планировочное решение

Включение мостов:

  • Включение старого моста воссоздаёт связь и даёт предпосылки для создания «философской тропы».
  • Создание нового переходного моста с острова Канта добавляет логичную связь с каскадом музейных аллей на другом берегу.

Разработка набережных:

  1. Новый Парк культуры и отдыха им. Калинина.
    Для включения набережных в городскую ткань, по берегу реки предлагается создать каскад скверов, замкнув существующие парки и прочее озеленение в единую систему.
  2. Новый пешеходный мост с острова Канта.
  3. Система озеленённых пространств свяжет основные музейные площадки города в единую парковую сеть.
  4. Территория авторынка подлежит конверсии в развитую парковую зону, с максимальным сокращением или полным выводом торговли автомобилями. За счёт этого будут привлечены новые пользователи этой территории, арендаторы, бизнес.
  5. Концепция набережной:
    По набережной запускаются три пути: два пешеходных и велосипедный.
    Один из пешеходных путей — видовой, с вылетами над водой и в перспективе — спусками к воде.
    За счёт создания нового пешеходного моста с острова Канта, формируется единый связный маршрут, проходящий через центр города, связывающий городские культурные институции в единую сеть.

    Схема формирования основных путей на разрабатываемом участке набережной.

    Схема формирования основных путей на разрабатываемом участке набережной.

Схема пешеходных, велосипедных дорог и озеленения

Схема пешеходных, велосипедных дорог и озеленения

Концепция объектов:
Образы объектов отсылаются к истории места через определённую систему символов и образов: крестовые своды, типичные для кирпичной архитектуры этого места — сразу задают чёткий модуль, на котором строятся новые разрабатываемые объекты.

Аксонометрическая схема предложения разработки территории набережных слева от острова Канта.

Аксонометрическая схема предложения разработки территории набережных слева от острова Канта.

Генеральный план создаваемого Нового ЦПКиО им. Калинина.

Генеральный план создаваемого Нового ЦПКиО им. Калинина.

Схема разреза по набережной.

Схема разреза по набережной.

Вид на мост, музей и проектируемый парк.

Вид на мост, музей и проектируемый парк.

Деталь набережной 1

Детали набережной 2.

Деталь набережной 2.

Деталь набережной 2.

Деталь набережной 3.

Деталь набережной 3.

 

  1. Система модулей. Модуль: 8400×8400 мм в осях (парковочный шаг), самонесущий железобетонный каркас по стальным опорам. Служит в качестве укрытия или несущей конструкции для подвешивания модулей кафе/уличной торговли.
    Основные материалы: железобетон, сталь, стекло, тентовая ткань.
  2. Летний кинотеатр. Универсальная площадка для проведения кинопоказов, лекций, публичных мероприятий.
    Основные материалы: сталь, стекло, тентовая ткань.
  3. Музей моста. Построенный на стандартных модулях, вывешенный на подвесах объём. Образ отсылается к подвешенной для реставрации секции моста. Основные материалы: железобетон, сталь, стекло, тентовая ткань.
  4. Мост. Реконструкция моста на основе существующей законсервированной советской конструкции и механизмов моста. Образ отсылает к старому довоенному мосту, с сохранением возможности поднятия центральной секции для пропуска судов.
    Основные материалы: сталь, стекло, железобетон.
Аксонометрии проектируемых основных объектов набережной.

Аксонометрии проектируемых основных объектов набережной.

Вид на мост от проектируемого Музея моста.

Вид на мост от проектируемого Музея моста.

Вид на мост от Нового ЦПКиО.

Вид на мост от Нового ЦПКиО.