Реконструкция набережных в г. Калининграде
Архитектурно-градостроительная концепция
Место: г. Калининград, Россия.
Статус: архитектурная концепция.
Для кого: администрация города Калининграда.
Когда: 2019.
Архитекторы: И. Толстиков — руководитель творческого коллектива, Л. Миронова, К. Ракова, при участии: А. Сильва Зобачева.
Текущая ситуация
Набережная разомкнута, фрагментирована. Мощнейший городской ресурс — река — почти целиком выключена из городской жизни. Фактически, центр города не работает на привлечение туристов и жителей к набережной. Парковки, склады, и прочие пром сооружения, вместо того, чтобы быть вынесенными за пределы набережной и центра, расположены по берегу реки. Оттого развитие возможностей для досуга граждан вдоль реки не создаётся.
Даже включая реконструируемый старый мост в пешеходный маршрут, мы не сможем активизировать набережную и задействовать реку. Требуется более кардинальное решение, которое создаст новую жизнь в центре города, создаст новые рабочие места и возможности для развития малого и среднего предпринимательства, даст новый толчок и сработает на пользу существующему бизнесу, привлечёт новых пользователей территории, и создаст возможность для расширения видов использования территории.
Планировочное решение
Включение мостов:
- Включение старого моста воссоздаёт связь и даёт предпосылки для создания «философской тропы».
- Создание нового переходного моста с острова Канта добавляет логичную связь с каскадом музейных аллей на другом берегу.
Разработка набережных:
- Новый Парк культуры и отдыха им. Калинина.
Для включения набережных в городскую ткань, по берегу реки предлагается создать каскад скверов, замкнув существующие парки и прочее озеленение в единую систему. - Новый пешеходный мост с острова Канта.
- Система озеленённых пространств свяжет основные музейные площадки города в единую парковую сеть.
- Территория авторынка подлежит конверсии в развитую парковую зону, с максимальным сокращением или полным выводом торговли автомобилями. За счёт этого будут привлечены новые пользователи этой территории, арендаторы, бизнес.
- Концепция набережной:
По набережной запускаются три пути: два пешеходных и велосипедный.
Один из пешеходных путей — видовой, с вылетами над водой и в перспективе — спусками к воде.
За счёт создания нового пешеходного моста с острова Канта, формируется единый связный маршрут, проходящий через центр города, связывающий городские культурные институции в единую сеть.
Концепция объектов:
Образы объектов отсылаются к истории места через определённую систему символов и образов: крестовые своды, типичные для кирпичной архитектуры этого места — сразу задают чёткий модуль, на котором строятся новые разрабатываемые объекты.
- Система модулей. Модуль: 8400×8400 мм в осях (парковочный шаг), самонесущий железобетонный каркас по стальным опорам. Служит в качестве укрытия или несущей конструкции для подвешивания модулей кафе/уличной торговли.
Основные материалы: железобетон, сталь, стекло, тентовая ткань. - Летний кинотеатр. Универсальная площадка для проведения кинопоказов, лекций, публичных мероприятий.
Основные материалы: сталь, стекло, тентовая ткань. - Музей моста. Построенный на стандартных модулях, вывешенный на подвесах объём. Образ отсылается к подвешенной для реставрации секции моста. Основные материалы: железобетон, сталь, стекло, тентовая ткань.
- Мост. Реконструкция моста на основе существующей законсервированной советской конструкции и механизмов моста. Образ отсылает к старому довоенному мосту, с сохранением возможности поднятия центральной секции для пропуска судов.
Основные материалы: сталь, стекло, железобетон.