Реконструкция набережных в г. Калининграде

Архитектурно-градостроительная концепция

Вид на мост, со стороны Музея Мирового Океана.

Вид на мост, со сто­ро­ны Музея Миро­во­го Оке­а­на.

Место: г. Кали­нин­град, Рос­сия.
Ста­тус: архи­тек­тур­ная кон­цеп­ция.
Для кого: адми­ни­стра­ция горо­да Кали­нин­гра­да.
Когда: 2019.
Архи­тек­то­ры: И. Мат­ве­ев — руко­во­ди­тель твор­че­ско­го кол­лек­ти­ва, Л. Миро­но­ва, К. Рако­ва, при уча­стии: А. Силь­ва Зоба­че­ва.


Текущая ситуация

Набе­реж­ная разо­мкну­та, фраг­мен­ти­ро­ва­на. Мощ­ней­ший город­ской ресурс — река — почти цели­ком выклю­че­на из город­ской жиз­ни. Фак­ти­че­ски, центр горо­да не рабо­та­ет на при­вле­че­ние тури­стов и жите­лей к набе­реж­ной. Пар­ков­ки, скла­ды, и про­чие пром соору­же­ния, вме­сто того, что­бы быть выне­сен­ны­ми за пре­де­лы набе­реж­ной и цен­тра, рас­по­ло­же­ны по бере­гу реки. Отто­го раз­ви­тие воз­мож­но­стей для досу­га граж­дан вдоль реки не созда­ёт­ся.

Схема рассматриваемой системы набережных с мостом ММО в центре.

Схе­ма рас­смат­ри­ва­е­мой систе­мы набе­реж­ных с мостом ММО в цен­тре.

Даже вклю­чая рекон­стру­и­ру­е­мый ста­рый мост в пеше­ход­ный марш­рут, мы не смо­жем акти­ви­зи­ро­вать набе­реж­ную и задей­ство­вать реку. Тре­бу­ет­ся более кар­ди­наль­ное реше­ние, кото­рое создаст новую жизнь в цен­тре горо­да, создаст новые рабо­чие места и воз­мож­но­сти для раз­ви­тия мало­го и сред­не­го пред­при­ни­ма­тель­ства, даст новый тол­чок и сра­бо­та­ет на поль­зу суще­ству­ю­ще­му биз­не­су, при­вле­чёт новых поль­зо­ва­те­лей тер­ри­то­рии, и создаст воз­мож­ность для рас­ши­ре­ния видов исполь­зо­ва­ния тер­ри­то­рии.

Схема разрабатываемого модельного участка

Схе­ма раз­ра­ба­ты­ва­е­мо­го модель­но­го участ­ка

Планировочное решение

Вклю­че­ние мостов:

  • Вклю­че­ние ста­ро­го моста вос­со­зда­ёт связь и даёт пред­по­сыл­ки для созда­ния «фило­соф­ской тро­пы».
  • Созда­ние ново­го пере­ход­но­го моста с ост­ро­ва Кан­та добав­ля­ет логич­ную связь с кас­ка­дом музей­ных аллей на дру­гом бере­гу.

Раз­ра­бот­ка набе­реж­ных:

  1. Новый Парк куль­ту­ры и отды­ха им. Кали­ни­на.
    Для вклю­че­ния набе­реж­ных в город­скую ткань, по бере­гу реки пред­ла­га­ет­ся создать кас­кад скве­ров, замкнув суще­ству­ю­щие пар­ки и про­чее озе­ле­не­ние в еди­ную систе­му.
  2. Новый пеше­ход­ный мост с ост­ро­ва Кан­та.
  3. Систе­ма озе­ле­нён­ных про­странств свя­жет основ­ные музей­ные пло­щад­ки горо­да в еди­ную пар­ко­вую сеть.
  4. Тер­ри­то­рия авто­рын­ка под­ле­жит кон­вер­сии в раз­ви­тую пар­ко­вую зону, с мак­си­маль­ным сокра­ще­ни­ем или пол­ным выво­дом тор­гов­ли авто­мо­би­ля­ми. За счёт это­го будут при­вле­че­ны новые поль­зо­ва­те­ли этой тер­ри­то­рии, арен­да­то­ры, биз­нес.
  5. Кон­цеп­ция набе­реж­ной:
    По набе­реж­ной запус­ка­ют­ся три пути: два пеше­ход­ных и вело­си­пед­ный.
    Один из пеше­ход­ных путей — видо­вой, с выле­та­ми над водой и в пер­спек­ти­ве — спус­ка­ми к воде.
    За счёт созда­ния ново­го пеше­ход­но­го моста с ост­ро­ва Кан­та, фор­ми­ру­ет­ся еди­ный связ­ный марш­рут, про­хо­дя­щий через центр горо­да, свя­зы­ва­ю­щий город­ские куль­тур­ные инсти­ту­ции в еди­ную сеть.
    Схема формирования основных путей на разрабатываемом участке набережной.

    Схе­ма фор­ми­ро­ва­ния основ­ных путей на раз­ра­ба­ты­ва­е­мом участ­ке набе­реж­ной.

Схема пешеходных, велосипедных дорог и озеленения

Схе­ма пеше­ход­ных, вело­си­пед­ных дорог и озе­ле­не­ния

Кон­цеп­ция объ­ек­тов:
Обра­зы объ­ек­тов отсы­ла­ют­ся к исто­рии места через опре­де­лён­ную систе­му сим­во­лов и обра­зов: кре­сто­вые сво­ды, типич­ные для кир­пич­ной архи­тек­ту­ры это­го места — сра­зу зада­ют чёт­кий модуль, на кото­ром стро­ят­ся новые раз­ра­ба­ты­ва­е­мые объ­ек­ты.

Аксонометрическая схема предложения разработки территории набережных слева от острова Канта.

Аксо­но­мет­ри­че­ская схе­ма пред­ло­же­ния раз­ра­бот­ки тер­ри­то­рии набе­реж­ных сле­ва от ост­ро­ва Кан­та.

Генеральный план создаваемого Нового ЦПКиО им. Калинина.

Гене­раль­ный план созда­ва­е­мо­го Ново­го ЦПКиО им. Кали­ни­на.

Схема разреза по набережной.

Схе­ма раз­ре­за по набе­реж­ной.

Вид на мост, музей и проектируемый парк.

Вид на мост, музей и про­ек­ти­ру­е­мый парк.

Деталь набережной 1

Дета­ли набе­реж­ной 2.

Деталь набережной 2.

Деталь набе­реж­ной 2.

Деталь набережной 3.

Деталь набе­реж­ной 3.

 

  1. Систе­ма моду­лей. Модуль: 8400×8400 мм в осях (пар­ко­воч­ный шаг), само­не­су­щий желе­зо­бе­тон­ный кар­кас по сталь­ным опо­рам. Слу­жит в каче­стве укры­тия или несу­щей кон­струк­ции для под­ве­ши­ва­ния моду­лей кафе/уличной тор­гов­ли.
    Основ­ные мате­ри­а­лы: желе­зо­бе­тон, сталь, стек­ло, тен­то­вая ткань.
  2. Лет­ний кино­те­атр. Уни­вер­саль­ная пло­щад­ка для про­ве­де­ния кино­по­ка­зов, лек­ций, пуб­лич­ных меро­при­я­тий.
    Основ­ные мате­ри­а­лы: сталь, стек­ло, тен­то­вая ткань.
  3. Музей моста. Постро­ен­ный на стан­дарт­ных моду­лях, выве­шен­ный на под­ве­сах объ­ём. Образ отсы­ла­ет­ся к под­ве­шен­ной для рестав­ра­ции сек­ции моста. Основ­ные мате­ри­а­лы: желе­зо­бе­тон, сталь, стек­ло, тен­то­вая ткань.
  4. Мост. Рекон­струк­ция моста на осно­ве суще­ству­ю­щей закон­сер­ви­ро­ван­ной совет­ской кон­струк­ции и меха­низ­мов моста. Образ отсы­ла­ет к ста­ро­му дово­ен­но­му мосту, с сохра­не­ни­ем воз­мож­но­сти под­ня­тия цен­траль­ной сек­ции для про­пус­ка судов.
    Основ­ные мате­ри­а­лы: сталь, стек­ло, желе­зо­бе­тон.
Аксонометрии проектируемых основных объектов набережной.

Аксо­но­мет­рии про­ек­ти­ру­е­мых основ­ных объ­ек­тов набе­реж­ной.

Вид на мост от проектируемого Музея моста.

Вид на мост от про­ек­ти­ру­е­мо­го Музея моста.

Вид на мост от Нового ЦПКиО.

Вид на мост от Ново­го ЦПКиО.