Июльский Дождь
Книга о фильме
Проект: Июльский Дождь. Книга о фильме и его времени.
Что: дизайн книги.
Когда: 2021–2022.
Дизайнер: И. Толстиков.
Книга рассказывает о контексте, в котором происходят события фильма. Я постарался выразить своё ощущение от фильма в ней: именно поэтому в книге много белого, и тексты как-бы «втекают» каплями в пространство листа. Этот фильм — о надежде, о времени, о свободе, о разных поколениях советских людей, о смыслах. Он очень светлый, и включает в себя множество смысловых слоёв — это очень тонкое философское кино.
60‑е — время Оттепели — многогранное, неоднородное. Множество событий происходит в это время. Книга не ставит целью дать оценку тому или иному, но старается показать картину целиком, чтобы у читателя сложилось более полное представление об этом времени и стране, в которой происходит действие фильма. Мне кажется, это важно особенно сейчас, когда это время либо демонизируется, либо идеализируется: и в том и в другом случае, суть теряется, дух ускользает, и то, что действительно важно — жизнь, надежды, стремления и ценности людей той эпохи — остаётся за скобками.
Для меня это, в первую очередь — время Гагарина, время надежды на лучшее для человечества — начавшись им, книга им же и заканчивается.
Объем книги задан жестко — 34 стр. — одна тетрадь.
Ассоциации, на которых построена книга: дух времени, Возрождение, самиздат, аккуратность и неаккуратность, капли дождя, потоки воды. Два крупных пятна — симметричны, явно задают начало и конец структуры.
Структура книги:
Основные информационные потоки: о фильме, песни из фильма, о контексте + Бродский.
Основной текст — PT Serif, отсылка к Возрождению. Контекст и песни — PT Mono, отсылка к самиздату.
7 кадров из фильма: Возрождение, Кузнецкий Мост, завязка фильма (дождь), поколение войны, следующее поколение, конец.
Протекание: разные слои структуры «протекают» друг в друга.
Контекст. Гагарин — яркое красное пятно, врывается в поток текста. Ему в поддержку — еще несколько красных пятен. Структура подчёркивается форзацем (раскадровка) и фотографией Гагарина на разворот).
Политический и исторический контекст: фотографии лидеров + решения парт. съездов, фотографии страны и людей + общественные волнения. История ссылки Бродского в деревню на Русский Север, где он смог приобщиться к жизни обычных людей, что повлияло на его творчество.
Песни из фильма:
Песенка о пехоте — Булат Окуджава, 1966;
Спокойно, товарищ, спокойно… — Юрий Визбор, 1962;
Ботиночки Дырявые — Евгений Клячкин, 1965;
Sinfonia [Partita No.2 BWV 826] — The Swingle Singers, 1963;
Ô toi! La vie — Charles Aznavour, 1962;
Дорога на Берлин — Евгений Долматовский, Леонид Утёсов, 1944;