Музей Русской Иконы в Симоновом монастыре
Архитектурно-градостроительная концепция
Место: Россия, г. Москва, ул. Восточная, д. 4, корпус 1.
Статус: архитектурно-градостроительная концепция.
Для кого: РПЦ МП.
Когда: 2019–2020.
Архитектор: Иван Толстиков.
ТЭП 1-й очереди:
Общая площадь: 630 м²
Площадь застройки: 223 м²
Строительный объём: 3161 м³
Эта территория очень интересна сама по себе: в этом месте есть остатки старого монастыря — примера московской архитектурной школы 17 века (особенно стоит отметить потрясающей красоты здание Сушила), связанные с именем известнейшего русского архитектора того времени — Осипа Старцева, а с другой стороны — икона новой архитектуры 20 века — Дворец культуры Автомобильного московского общества «Завод имени А. И. Лихачева» (ДК АМО ЗИЛ) по проекту всемирно известных русских архитекторов-конструктивистов — братьев Весниных. В этом месте встречается древняя русская архитектура и архитектура мировой революции — всемирно признанные памятники культуры. За счёт этого, место обладает колоссальным потенциалом не только для развития именно монастырской территории, но и для всего района и города в целом. Новая реальность требует сделать это место открытым и организовать зонирование современными методами, как можно сильнее связав его с городом.
Описание
Материалы: дерево, камень, поливные полихромные (ценинные) и монохромные изразцы.
Образ
Архитектурный образ связан с каменными постройками Руси 17 в. авторства Ф. Коня и прочих (московская изразцовая и зодческая школы).
Объёмно-пространственное решение
Здание отгораживает тяговую подстанцию, находящуюся за монастырской территорией от монастыря. Внутрь музей обращается кирпичным фасадом, связанным стилистически с московским барокко, а наружу — стеклянной галереей.
Внешняя к улице стена — структурное остекление, дворовая стена, обращённая к внутреннему двору монастыря — каменная. Внутренняя каменная стена внутри себя несет основные инженерные коммуникации.
Основной вход ориентирован на церковь Тихвинской иконы Божией Матери Симонова монастыря. Дополнительный путь эвакуации — на заднем фасаде.
Структура
4 этажа: 1 — входная группа, музейно-выставочные помещения, технические помещения, 3 верхних — экспозиционные.
Перекрытия решаются с помощью сводов Монье.
Кровля — поливная полихромная изразцовая черепица.
Структура музея позволяет расширять его в дальнейшем путём достройки.
Стадийность и состав
Кроме собственно основного экспозиционного корпуса, предполагается размещение:
- 2 трапезных: одна — в закрытом от публики пространстве подворья (разрабатывается отдельно) и другая — в публичном пространстве монастыря
- древлехранилище
- иконописная мастерская
- сувенирная лавка
- экспозиционно-выставочное пространство в галереях на стенах