Как сделать портфолио архитектора

В чате кана­ла https://t.me/dmtrvk обсуж­да­ли, как сту­ден­ту сде­лать себе порт­фо­лио. У меня есть лек­ция подроб­ная на тему порт­фо­лио архи­тек­то­ра, кста­ти!
В общем, я стал раз­вёр­ну­то отве­чать. Впро­чем, дав­но пора было сде­лать такой текст. (Он, в основ­ном, не про пере­вод­ное портфолио!)
И да, на кур­се вёрст­ки и порт­фо­лио все подроб­нее, конеч­но, разбираем.

Вопрос: как собрать порт­фо­лио, если есть толь­ко сту­ден­че­ские рабо­ты, но они пло­хие? Может сто­ить сде­лать виз како­го-то чужо­го проекта?
Если все совсем пло­хо — мож­но и так сде­лать (если вы хоти­те на визу­а­ли­за­то­ра идти), но мож­но и кон­кур­сы поде­лать. Сде­лать хоть один, например.
Напри­мер, визу­а­ли­за­ция нико­гда не была моей силь­ной сто­ро­ной, по при­чине отсут­ствия силь­но­го ПК, в основ­ном. Это все­гда было болью. Так и не полю­бил эту сто­ро­ну про­фес­сии:) Андрей Кисе­лев, конеч­но, зара­зи­тель­но рас­ска­зы­ва­ет, но для меня дру­гая сто­ро­на про­фес­сии боль­ше важ­на, я вот в гра­фи­ку и про­грам­ми­ро­ва­ние ушёл изна­чаль­но. (Воз­мож­но, он и пере­тя­нет меня на свою сто­ро­ну, но пока я сопро­тив­ля­юсь.) Поэто­му и зани­ма­юсь по рабо­те часто таки­ми веща­ми — вёрст­ка аль­бо­мов и проч.

Порт­фо­лио (пере­вод­ное) Софьи Мед­ве­де­вой, сде­лан­ное на курсе.

Опре­де­лить цель
Сна­ча­ла надо опре­де­лить­ся с целью — куда вы идё­те с ним с этим порт­фо­лио? Если рабо­та нуж­на сроч­но — надо про­сто сгре­сти все самое луч­шее, выки­нуть лиш­нее и скле­пать из это­го мак­си­маль­но эффект­ную пре­зу без воды, мак­си­маль­но при­укра­сив=) (это не так то и лег­ко, прав­да, если работ мало).

Маги­стра­ту­ра
Если вы идё­те в маги­стра­ту­ру — там есть чет­кие тре­бо­ва­ния, им надо сле­до­вать. У каж­до­го вуза они свои, чем-то несколь­ко отличаются.
В МАр­хИ совер­шен­но спе­ци­фи­че­ские тре­бо­ва­ния на эту тему, может как-то рас­ска­жу, как гото­вил по порт­фо­лио в мар­хиш­ную маги­стра­ту­ру несколь­ких чело­век, если это будет интересно.

Порт­фо­лио одно­го проекта
Ещё вари­ант: сде­лать порт­фо­лио одно­го про­ек­та. Сде­лать один про­ект очень кру­то, и подать толь­ко его. Про­чие мож­но дать на одном листе мел­ко про­сто, если хочет­ся. Порт­фо­лио Ека­те­ри­ны Нужди­ной — хоро­ший при­мер. Поищи­те, оно есть в интернете.

Про мой опыт
Я по порт­фо­лио про­шёл в несколь­ко бюро, и вез­де были свои нюан­сы: в АБСС, в Мега­но­ме, проч. (Пожа­луй, кро­ме пер­вых двух, где я рабо­тал после ста­жи­ров­ки, ещё участь на 2 и 3 кур­се инсти­ту­ту, и о кото­рых я не хочу вспо­ми­нать, все осталь­ные были вот по порт­фо­лио.) Адек­ват­ные архи­тек­то­ры зовут, посмот­рев на ваше порф­то­лио, если видят там то, что им нуж­но: либо чело­ве­ка, из кото­ро­го они смо­гут сле­пить что-то, что им нуж­но, либо гото­во­го специалиста.

Что делать студенту
В слу­чае, если это порт­фо­лио сту­ден­та, это пер­вый вари­ант. Тут важ­но пока­зать, что у вас есть вкус, есть инте­рес к про­фес­сии (пфф, как это заез­же­но), есть потен­ци­ал раз­ви­тия, вид­но, что вы уме­е­те рабо­тать в куче про­грамм (это долж­но быть вид­но из ваших работ) — поэто­му, если у вас есть что-то полез­ное для рабо­ты, надо это пока­зы­вать. Ну и язы­ки, конеч­но. Коро­че, чем боль­ше — тем луч­ше, но это долж­но читать­ся в рабо­тах. Может вы кодить уме­е­те — при­ло­жи­те код, скрин­шот из грас­са, модель, макет — что угодно.

Элек­трон­ное порт­фо­лио и где луч­ше его публиковать
И еще — по пово­ду элек­трон­но­го порт­фо­лио — надо отме­тить, что всем, в целом, пофиг, в чём вы его дела­е­те. Може­те хоть в фото­шо­пе собрать, или в тиль­де. Но надо думать о том, насколь­ко это удоб­но для вос­при­я­тия: на вас у чело­ве­ка есть секунд 5. За это вре­мя надо его заце­пить. А для это­го вам надо либо сде­лать что-то реаль­но из ряда вон выхо­дя­щее, либо он дол­жен уви­деть все ваши рабо­ты сра­зу и пой­ти даль­ше их смот­реть. Вот даве­ча Андрей про­сил про­смот­реть рабо­ты сту­ден­тов МАР­Ша — их там очень мно­го, все эффект­ные, и все собра­ны на Тиль­де в виде таких длин­ных стра­ниц. Это очень неудоб­но для вос­при­я­тия: они все пооди­ноч­ке класс­ные, но когда их смот­ришь одну за дру­гой, каша, пото­му что по сбор­ке они при­мер­но оди­на­ко­вые, по рит­му, по плотности.

Порт­фо­лио Юли­а­ны Дур­но­вой, сде­лан­ное на курсе.

Про эсте­ти­ку
Поэто­му мне было очень тяже­ло их оце­ни­вать, и я вооб­ще не о том, в резуль­та­те, напи­сал в рецен­зии. То есть надо най­ти струк­ту­ру, най­ти очень кон­траст­ный язык, свой, ясный, мак­си­маль­но выразительный.
Не похо­жий на дру­гих. Эстет­ский. Это повы­ша­ет ваши шан­сы очень силь­но, пото­му что общая мас­са порт­фо­лио все рав­но без­ли­кая. Как и сту­ден­че­ские про­ек­ты — все как под копир­ку, обыч­но никто не инте­ре­су­ет­ся ничем кро­ме внут­ри­ву­зов­ской тусов­ки — и отто­го на фоне Барт­летт, АА, МИТ, Йеля, про­чих — мы смот­рим­ся доволь­но уны­ло. Хотя это не все­гда так, конеч­но. Про­сто у них общий уро­вень выше.

Про общий уро­вень и его рост
Надо отме­тить, что за послед­ние несколь­ко лет, посколь­ку интер­нет стал мак­си­маль­но досту­пен и дешев, и ком­пью­те­ры ста­ли быст­рее зна­чи­тель­но, общий уро­вень подач стал намно­го выше. (Мы часто срав­ни­ва­ем их с наши­ми рабо­та­ми инсти­тут­ско­го вре­ме­ни и удив­ля­ем­ся — а вре­ме­ни про­шло совсем немно­го с тех пор). Это хоро­шо, но кри­зис идей нику­да не дел­ся все рав­но. Упор на гра­мот­ность имен­но с тех­ни­че­ской сто­ро­ны — вы може­те послу­шать выступ­ле­ние мето­ди­че­ской груп­пы МАр­хИв юту­бе — даёт опре­де­лен­ный резуль­тат — это шко­ла, зато­чен­ная на выпуск спе­ци­а­ли­ста, гото­во­го к рабо­те (прав­да он всё рав­но не готов к ней, но это дру­гой раз­го­вор), ремес­лен­ни­ка в боль­шей сте­пе­ни. В отли­чие от того же Барт­летт, где у них основ­ной упор на раз­ви­тие твор­че­ско­го потен­ци­а­ла, а имен­но тех­ни­че­ские зна­ния на вто­ром плане (счи­та­ет­ся, что сту­дент полу­ча­ет необ­хо­ди­мые навы­ки на ста­жи­ров­ке). С одной сто­ро­ны, «ремес­лен­ный» под­ход удо­бен рабо­то­да­те­лю, в круп­ных бюро, где сотруд­ник — вин­тик боль­шо­го меха­низ­ма, чело­век-чер­теж­ник, авто­мат по выда­че доку­мен­та­ции. Это такой рыноч­ный под­ход, экс­плу­а­та­ци­он­ная маши­на, дове­дён­ная до блес­ка. Но это не даёт раз­ви­тия, и имен­но из-за это­го наша архи­тек­ту­ра не про­сто вто­рич­на, а тре­тич­на, пле­тет­ся в хво­сте. До кон­струк­ти­ви­стов, кото­рые зада­ва­ли тон все­му миру, нам очень дале­ко. И часть ответ­ствен­но­сти лежит, несо­мнен­но, на ВУЗах.
Впро­чем, эту про­бле­му пере­ко­са в сто­ро­ну ремес­лен­ной состав­ля­ю­щей пыта­ют­ся решить в МАР­Ше, в неко­то­рых груп­пах в МАр­хИ, в Уфим­ском ВУЗе, в Каза­ни, проч. Но я откло­нил­ся от темы.

В общем, уро­вень подач быст­ро рас­тет, кон­ку­рен­ция рас­тет, но имен­но уро­вень пони­ма­ния про­ек­ти­ро­ва­ния — не осо­бо. И на этом фоне надо качать то, чего не всем не хва­та­ет — идей­ную состав­ля­ю­щую, пони­ма­ние кон­струк­ций, струк­тур, и это надо пока­зать в вашем порт­фо­лио тоже.

Порт­фо­лио Анны Сазо­но­вой, сде­лан­ное на кур­се (подроб­нее). 

Резю­ми­руя, что делать, если надо сроч­но устро­ить­ся на работу
Коро­че, если надо зав­тра зара­ба­ты­вать бежать, тру­бы горят — это понят­ная ситу­а­ция — надо одно, если надо пон­тов и кру­тое бюро (а рабо­ты ста­рые так себе, но можешь луч­ше) — надо сде­лать хотя бы одну кру­тую, новую.
Мож­но ещё схит­ро­жо­пить и собрать что-то под кон­крет­но­го рабо­то­да­те­ля, но я так не делал нико­гда, и не счи­таю, что свет кли­ном на одном дол­жен схо­дить­ся. Когда нуж­на рабо­та — ты ее ищешь, а не зани­ма­ешь­ся ула­мы­ва­е­ни­ем одно­го занос­чи­во­го дяди, пото­му что он твой кумир. Ско­рее, это веер­ная рас­сыл­ка по более-менее при­лич­ным бюро и после­ду­ю­щий про­звон. (И не надо их всех пихать в одну стро­ку «кому», ну хотя бы в скры­тую копию.) А потом — собе­се­до­ва­ния и обсуж­де­ние денег — пото­му что ты соби­ра­ешь­ся про­дать им 9 часов (или боль­ше) сво­ей жиз­ни в день, и, воз­мож­но — частич­но без выход­ных. Да, они все веша­ют на уши про идею, про то, что мы тут кра­со­ту дела­ем, рабо­та­ем ради выс­шей цели, но архи­тек­ту­ра — это, в первую оче­редь, биз­нес. Если она ещё и талант­ли­вая, то ты чему-то хоро­ше­му научишь­ся, улуч­шишь свой вкус, ста­нешь луч­ше. Бытие опре­де­ля­ет созна­ние, ведь так.

Ну и мож­но ещё на ста­жи­ров­ку пой­ти — с пер­спек­ти­вой тру­до­устрой­ства — но надо это сра­зу обсуждать.

Все­гда зво­нить после отправки
И ещё: все­гда надо зво­нить, не обра­щать вни­ма­ние на то, что там кому-то это не нра­вить­ся может=) И уточ­нять, кто смот­рел ваше порт­фо­лио, или нет. Я так одна­жды, еще кур­се на 3, ехал часа 2,5 на Куды­ки­ну гору в одно извест­ное мос­ков­ское бюро на встре­чу с этим зазнаи­стым его дирек­то­ром, а в резуль­та­те — он его и не смот­рел даже. Это хам­ское отно­ше­ние к чело­ве­ку с его сто­ро­ны — про­сто заста­вить ехать через всю Моск­ву в их даль, что­бы услы­шать: «да что-то мне все это не нра­вит­ся, пока». Ока­за­лось, у них отдел най­ма (или как там это назы­ва­ет­ся) обзва­ни­ва­ет всех кан­ди­да­тов про­сто под­хо­дя­щих, а он и не смот­рел даже. И да, по порт­фо­лио все­гда сра­зу вид­но, что чело­век уме­ет (или не уме­ет). Как и его это рабо­ты, или сворованные.

Добавь­те, что я забыл рассказать?
Вопро­сы и ком­мен­та­рии вни­зу или в нашем теле­грам чате =)


Может быть интересно:


Подпишитесь на нас в социальных сетях!

Instagram
VK
Facebook
YouTube!
Telegram!

Подпишитесь на обновления



* нажимая на кнопку «Подписаться», вы даете согласие на обработку своих персональных данных