Лекция Анны Броновицкой о Йорне Утсоне

Анна Бро­но­виц­кая, у кото­рой мы когда-то все учи­лись исто­рии архи­тек­ту­ры, чита­ет цикл лек­ций для музея Гараж, в этот раз — про архи­тек­то­ра Сид­ней­ской опе­ры.

Йорн Утсон — архи­тек­тор-визи­о­нер, рабо­тав­ший на гра­ни меж­ду функ­ци­о­наль­но­стью и фан­та­зи­ей.

Его шедевр, Сид­ней­ский опер­ный театр, одно из самых зна­ме­ни­тых зда­ний мира, наци­о­наль­ный сим­вол Австра­лии, был и гран­ди­оз­ным про­ва­лом: стро­и­тель­ство дли­лось на десять лет доль­ше запла­ни­ро­ван­но­го и обо­шлось в 13 раз доро­же. Утсон поки­нул про­ект в сере­дине и до кон­ца жиз­ни стра­дал, что его идеи об устрой­стве инте­рье­ра теат­ра оста­лись нево­пло­щен­ны­ми.

Дат­ча­нин, он ост­ро ощу­щал свою скан­ди­нав­скую иден­тич­ность и мно­гое пере­нял у сво­их куми­ров Алва­ра Аал­то, Эри­ка Гун­нар­да Асплун­да и Сигур­да Леве­рен­ца, но при этом жил и рабо­тал по все­му миру, чер­пая вдох­но­ве­ние в таких раз­ных источ­ни­ках, как пира­ми­ды майя, тра­ди­ци­он­ное китай­ское жилье и Боль­шая мечеть в Дели. Один из сво­их луч­ших домов он постро­ил на Май­ор­ке и, по при­зна­нию мест­ных архи­тек­то­ров, иде­аль­но уло­вил сре­ди­зем­но­мор­ский дух.

Мно­гие его круп­ные про­ек­ты оста­лись нере­а­ли­зо­ван­ны­ми, а мно­гие вопло­щен­ные скром­ны по мас­шта­бу — част­ные дома, соци­аль­ное жилье, шко­лы, но каж­дый из них ори­ги­на­лен по пла­ни­ров­ке и без­упреч­но гар­мо­ни­зи­ро­ван с мест­но­стью. Как было ска­за­но при вру­че­нии Утсо­ну Притц­ке­ров­ской пре­мии, «он нико­гда не допус­кал фаль­ши­вой ноты».

Сиднейская опера

Сид­ней­ская опе­ра, фото­гра­фия: Arup.


Может быть интересно:

Подпишитесь на нас в социальных сетях!

Instagram
VK
Facebook
YouTube!

Подпишитесь на обновления

* нажимая на кнопку «Подписаться», вы даете согласие на обработку своих персональных данных