Что читать архитектору

На Таври­де, куда мы езди­ли про­шлым летом, мы мно­го обща­лись с кол­ле­га­ми, участ­ни­ка­ми наших ворк­шо­пов, и речь зашла о чте­нии для архитектора.

Сидя в бюро, да и в инсти­ту­те, мы, как пра­ви­ло, слиш­ком силь­но погру­же­ны в про­фес­сию с её чисто тех­ни­че­ской сто­ро­ны — а насто­я­щий архи­тек­тор дол­жен быть немно­го фило­со­фом, немно­го поэтом, немно­го писа­те­лем, худож­ни­ком, раз­би­рать­ся в раз­ном — иметь широ­кий кругозор.

Платон, мраморный бюст, c оригинала 4-го века до нашей эры; находится в Капитолийских музеях в Риме.

Пла­тон, мра­мор­ный бюст, c ори­ги­на­ла 4‑го века до нашей эры; нахо­дит­ся в Капи­то­лий­ских музе­ях в Риме. Источ­ник.

Нач­нём раз­го­вор о чте­нии со спис­ка книг, кото­рые зада­ют читать в МАР­Ше, о чем пого­во­ри­ли с нашим дру­гом — архи­тек­то­ром Лари­сой Колес­ни­ко­вой:

Итак.
Для нача­ла реко­мен­дую к про­чте­нию азы.

Пла­тон: Госу­дар­ство, Тимей.

«хоро­шие люди пото­му и не согла­ша­ют­ся управ­лять – ни за день­ги, ни ради поче­та: они не хотят про­зы­вать­ся ни наем­ни­ка­ми, откры­то полу­чая воз­на­граж­де­ние за управ­ле­ние, ни вора­ми, тай­но поль­зу­ясь его выго­да­ми; в свою оче­редь и почет их не при­вле­ка­ет – ведь они не често­лю­би­вы. Что­бы они согла­си­лись управ­лять, надо обя­зать их к это­му и при­ме­нять наказания.»
 — Пла­тон, «Госу­дар­ство».

«Вре­мя — подвиж­ный образ вечности.»
 — Пла­тон, «Тимей».

Ари­сто­тель: О воз­ник­но­ве­нии и уни­что­же­нии. Метафизика.

«Во-пер­вых, мы пред­по­ла­га­ем, что муд­рый, насколь­ко это воз­мож­но, зна­ет все, хотя он и не име­ет зна­ния о каж­дом пред­ме­те в отдельности.»
 — Ари­сто­тель, «Мета­фи­зи­ка».

Про­кл: Пла­то­нов­ская теология.
Эмпе­до­кл: Фраг­мен­ты о природе.

«Нет во все­лен­ной нигде ни излиш­ка, ни места пустого.
Нет во все­лен­ной нигде пусто­ты: и отку­да ей взяться?..»
 — Эмпе­до­кл, из поэ­мы «О природе».

Евклид: Начала.
Фило­лай: Фраг­мен­ты гре­че­ских философов.
Вит­ру­вий: 10 книг об архитектуре.
Авро­сий Медио­лан­ский: Шестоднев.

«Мир есть дока­за­тель­ство Божье­го дея­ния; не вер­но гово­рить, что порож­дён­ное есть тень Бога; ибо реше­но, что Сын, как Образ Божий явля­ет­ся солнцем.»
 — Авро­сий Медио­лан­ский, «Шестод­нев».

Авгу­стин Авре­лий: Исповедь.

«Люди нена­ви­дят исти­ну из люб­ви к тому, что почи­та­ют истиной.»
 — Авгу­стин Авре­лий, «Испо­ведь».

Фома Аквин­ский: Сум­ма тео­ло­гии и др.

«Если поло­же­ния веры и оспа­ри­ва­ют­ся, то не пото­му, что исти­ны сомни­тель­ны, а пото­му, что разум слаб.»
 — Фома Аквин­ский, «Сум­ма теологии».

Бюст Аристотеля. Римская копия греческого бронзового оригинала (после 330 г. до н. э.). Автор оригинала — Лисипп

Бюст Ари­сто­те­ля. Рим­ская копия гре­че­ско­го брон­зо­во­го ори­ги­на­ла (после 330 г. до н. э.). Автор ори­ги­на­ла — Лисипп

Когда вам надо­ест антич­ность и непо­нят­ные тек­сты, пере­хо­ди­те к восточ­ной фило­со­фии.
Кон­фу­ци­ан­ство. Дао­сизм. И пр.

«Пра­ви­ло веде­ния вой­ны заклю­ча­ет­ся в том, что­бы не пола­гать­ся на то, что про­тив­ник не при­дет, а пола­гать­ся на то, с чем я могу его встре­тить; не пола­гать­ся на то, что он не напа­дет, а пола­гать­ся на то, что я сде­лаю напа­де­ние на себя невоз­мож­ным для него.»
«Бес­по­ря­док рож­да­ет­ся из поряд­ка, тру­сость рож­да­ет­ся из храб­ро­сти, сла­бость рож­да­ет­ся из силы. Поря­док и бес­по­ря­док – это чис­ло; храб­рость и тру­сость – это мощь; сила и сла­бость – это форма.»
 — Сунь-Цзы, «Искус­ство войны».

Поверь­те, чем боль­ше в вас зна­ний и пони­ма­ние рели­гии, тем про­ще бол­тать на высо­кие темы😅
Теперь вы ста­но­ви­тесь под­ко­ван­ней в плане антич­но­сти и вели­ких умов.

Пере­хо­дим к сле­ду­ю­ще­му эта­пу: средневековье.
Ибн Сина (Ави­цен­на): Кни­га знания

«Вино — наш друг, но в нём живет коварство:
Пьёшь мно­го — яд, немно­го пьёшь — лекарство.
Не при­чи­няй себе изли­ше­ством вреда,
Пей в меру — и про­длит­ся жиз­ни царство…»
 — Абу Али Хусейн ибн Абдал­лах ибн Хасан ибн Али ибн Си́на.

Про­ко­пий Кеса­рий­ский: О постройках.
Пано­ф­ский: Готи­че­ская архи­тек­ту­ра и схоластика.

Даль­ше — боль­ше: ренес­санс, классицизм.
Ф. Бэкон: Новый орга­нон. О нача­лах и исто­ках. Новая атлантида.

«Даже тем, что уже откры­то, люди обя­за­ны боль­ше слу­чаю и опы­ту, чем наукам.»
 — Френ­сис Бэкон, «Новый органон».

Р. Декарт: Рас­суж­де­ние о мето­де Лейб­ниц. Монадология.
Нью­тон: Мате­ма­ти­че­ские нача­ла есте­ствен­ной философии.
А. В. Аху­тин: Поня­тие при­ро­да в антич­но­сти и в Новое время.
Аль­бер­ти: Десять книг о зодчестве.
Пал­ла­дио: Четы­ре кни­ги об архитектуре

Мно­го каких рас­суж­де­ний напи­са­но в совре­мен­ных жур­на­лах. Фило­со­фы новей­ше­го вре­ме­ни рас­суж­да­ли, пыта­ясь понять, что хоте­ли ска­зать пред­ки, поэто­му ино­гда в спис­ках встре­ча­ют­ся совре­мен­ные авторы.

1831 Schlesinger Philosoph Georg Friedrich Wilhelm Hegel.

1831, Schlesinger, Philosoph Georg Friedrich Wilhelm Hegel.

И на последок.
Кант: Кри­ти­ка чисто­го разу­ма. Транс­цен­ден­таль­ная эстетика.

«Вне нас мы не можем созер­цать вре­мя, точ­но так же как не можем созер­цать про­стран­ство внут­ри нас.»
 — Имма­ну­ил Кант, «Кри­ти­ка чисто­го разума».

Гегель: Фило­соф­ская про­пе­дев­ти­ка. Нау­ка о при­ро­де. Фено­ме­но­ло­гия духа.

«Искус­ство смяг­ча­ет серьез­ность обсто­я­тельств и слож­ный ход дей­стви­тель­ной жиз­ни, оно раз­го­ня­ет ску­ку наших празд­ных часов, и даже там, где не может быть ниче­го доб­ро­го, оно, по край­ней мере, ста­но­вит­ся на место зла, а это ведь луч­ше, чем зло.»
 — Георг Виль­гельм Фри­дрих Гегель, «Лек­ции по эстетике».

Макс­велл: Мате­рия и движение.
Кан­тор: Осно­вы обще­го уче­ния о многобразиях.
Хармс: Под­ня­тие числа.
Виол­ле де Люк: Бесе­ды об архитектуре.
Лоос: Орна­мент и преступление.

«Лишь очень малая часть архи­тек­ту­ры отно­сит­ся к искус­ству — над­гро­бие и памят­ник. Все про­чее, все, что слу­жит некой цели, сле­ду­ет исклю­чить из цар­ства искусства.»
 — Адольф Лоос, «Орна­мент и преступление».

Пока на этом все.
Не верит­ся, что столь­ко книг было про­чи­та­но за год в Мар­ше. Но факт оста­ет­ся фак­том. У нас ребя­та умуд­ря­лись еще и бел­ле­три­сти­ку читать. И плюс- не все­гда, но регу­ляр­но обсуж­да­ли послед­ние новин­ки из архи­тек­тур­ной лите­ра­ту­ры (архи­тек­тур­ные шаб­ло­ны, кни­ги стрел­ки, Рема Кул­ха­а­са), раз­лич­ные ново­сти архи­тек­тур­но­го мира.

Корот­кое резю­ме: Читай. Путе­ше­ствуй. Общай­ся с раз­ны­ми людь­ми. А этот спи­сок — лишь для того, что­бы ты понял, на сколь­ко раз­но­об­ра­зен и инте­ре­сен мир, как архи­тек­ту­ра мно­го­гран­на, нуж­но толь­ко рас­смот­реть её со всех сторон.


Подпишитесь на нас в социальных сетях!

Instagram
VK
Facebook
YouTube!
Telegram!

Подпишитесь на обновления



* нажимая на кнопку «Подписаться», вы даете согласие на обработку своих персональных данных