blog/
Жюри о портфолио ревью
В октябре мы провели портфолио ревью на международном фестивале Зодчество в этом году — по всей видимости, это стало первым портфолио ревью на Зодчестве за его историю. (По крайней мере, на нашей памяти.) Мы много работаем со студентами, ведём свой курс вёрстки и портфолио для архитекторов, и рады, что в этом году полезного для молодёжи на фестивале стало больше.
Дискуссия началась на площадке амфитеатра и продолжилась на стенде WASA. Выражаем огромную благодарность Асе Успенской за гостеприимство!
Ранее мы опубликовали видеозапись защит портфолио ревью на нашем канале в YouTube, а тут — собрали мнения членов жюри.
Виктория Данилова (эксперт по направлению архитектура, дизайн и урбанистка АНО «ЦРКИ», куратор архитектурных смен форума молодых деятелей культуры и искусств «Таврида»): Что-то новое в форматах, ранее не встречала подобного — чтобы прилюдно обсуждали портфолио, да еще эксперты оценивали и давали комментарии 🙂
Насмотренность, вдохновение, умение анализировать свои ошибки — вот что участники ревью должны получить по итогу. Также полезно услышать абсолютно разные точки зрения от экспертов, узнать тенденции в индустрии из первых уст.
Если говорить о портфолио, понравились минималистичные работы с большим количеством воздуха, с индивидуальным подходом (портфолио как обложка/пакет/письмо, точно не вспомню, что это было), а также портфолио, которые похожи на журналы (девочка, которая готовила портфолио для конкурса/международной компании).
Предложения: показывать на ревью не только отобранные варианты, но и самые ужасные, например, или дать возможность тем, кто пришел и не успел отправить, показать в режиме реального времени; резюмирование итогов с примерами портфолио, которые нашли и подготовили эксперты, а также основные рекомендации в целом для создания успешного портфеля.
Понравилось, что в конце у экспертов была возможность подискутировать, было бы здорово, если в следующий раз это был заранее продуманный материал и дискуссия была с фактами/новой/полезной информации для участников.
Елена Овденко (архитектор-урбанист, аналитик в КБ Стрелка): Это был хороший опыт наглядно посмотреть на свои и чужие слабые и сильные стороны, взять на заметку интересные фишки. Некоторые участники приятно удивили своим виденьем, формирующимся подходом к профессии.
Рекомендация ко всем: понять, чем конкретно хочется заниматься в дальнейшем и делать на этом больше акцент в портфолио; представлять своего потенциального работодателя и персонализировать портфолио под него; выработать чёткую структуру подачи каждого проекта, чтоб было понимание от чего к чему пришли.
Юлия Лисенкова (архитектор, преподаватель МАрхИ): Интересно, что есть диалог с лауреатом, что ему в живую что то посоветовали или задали вопрос, чтобы понять — это полезно, так как помогает понять ошибки лауреатам, и помогает жюри понять идею разносторонне. Такие мероприятия полезны, так как дают тенденцию к развитию и личностному росту участников 😊
С точки зрения стилей портфолио — тенденции самые разные, что говорит о интуитивности в формировании своего портфолио и подчеркивает необходимость учить умению формировать структуру и композицию портфолио. Понравилось разнообразие творческого подхода и творческая индивидуальность участников.
Пожелание всем участникам — больше смотреть, больше читать, больше думать и больше учиться 😊
Ещё понравилась легкая атмосфера позитивного диалога всего мероприятия.
Елена Булгакова (кандидат архитектуры, доцент, профессор РАЕ, член Союза архитекторов России): Портфолио и его представление — пока еще новая тема как для студента, так и для вуза (который, учит как его делать), так и для работодателя. Поэтому разговор на эту тему необходим!
Такие мероприятия полезны всем! Уметь отделить зерна от плевел в своей работе(иногда за несколько лет) — очень важный навык. Умение подать графически материал, понимая что тебя может не быть рядом, но все должно быть ясно без слов-это отдельный навык и ему нужно учить. При этом мало владеть только indesign, есть много моментов которые нужно учесть.
Тенденция — слишком много того, что выделяет портфолио (детали), но при этом нет информативности в подаче материала. А для портфолио это минус, т. к. получается «искусство ради искусства», а не возможность показать, что работник умеет. Мне понравился уровень представленных работ-выше всяких похвал! Особенно последняя дама (Тряпичникова с кафедры Некрасова:)))
Я бы посоветовала участником больше обращать внимание на информативность подачи проектов (все же это главное — а то можно ребенка с водой выплеснуть:)) + хорошая верстка + легкий, но выделяющий из толпы креатив — вот залог успеха будущих покорителей архитектурного Олимпа😀😀😀
Никита Асадов (архитектор, бюро Асадова): Сегодня портфолио по сути становится ключевым документом, которым обладает студент по итогу обучения, поскольку именно при беглом просмотре портфолио потенциальный работодатель считывает всю информацию о прикладных навыках и творческих возможностях соискателя. То что подготовке портфолио (не только содержанию и качеству проектов, но и верстке, графике, структуре наполнения) сегодня практически не уделяется внимания в процессе обучения (равно как и коллективной работе, различным формам презентации проекта и многому другому) — существенный недостаток профессионального образования, живущего во многом по лекалам 20го века, когда выпускник сразу после окончания вуза поступал на работу по распределению и потому мог не особо заботиться о будущей карьере.
Подобный формат портфолио-ревью не претендует на восполнение этой бреши, но является первым шагом к важному разговору о навыках саморепрезентации, столь необходимых архитектору при работе в жестких конкурентных реалиях сегодняшнего дня. Остается пожелать чтобы этот разговор имел развитие в полноценный образовательный курс для начинающих архитекторов, мотивированных заявить о себе в профессии.
Александра Полунина (архитектор, выпускница группы Ю. Григоряна, выпускница нашего курса «InDesign: вёрстка, портфолио и всё остальное»): Было очень здорово — бодро, легко, класс! ☺️
Кажется, что по формату могут быть также интересны и какие-то более камерные мероприятия: дискуссионные клубы, ридинг-салоны и тд, и вне больших фестивалей, возможно, на более частой основе.
Маргарита Подгорная (архитектор, бюро HEADS GROUP): Портфолио ревью — очень крутой формат, на котором я была впервые. Мне было очень интересно смотреть портфолио первый раз именно в присутствии автора. Думаю, этот формат был полезен как участникам, так и членам жюри. Участники сделали выводы, как их портфолио воспринимается при достаточно быстром пролистывании, а члены жюри обменялись опытом и накопленными знаниями. Сразу могу сказать, что портфолио были все разные, но все на очень достойном уровне. Молодые архитекторы явно прокачали свои скиллы в верстке, особенно в работе с текстом и «пустыми местами». Во многих портфолио я увидела индивидуальность и авторство, что на мой взгляд очень важно в портфолио. Я бы советовала студентам не останавливаться на достигнутых вершинах, а больше экспериментировать. Придумывать что-то новое, не бояться новых форматов и даже самых странных идей. Организаторам отдельное спасибо за подбор участников.
Игорь Голубев (архитектор, бюро Союз): Интересно увидеть тенденции в подаче работ студентами, общий уровень работ выпускников. Во-первых, для выступающих это опыт презентации себя и своей работы, чего практически нет в вузах. Во вторых очень полезно услышать разные комментарии и советы от работающих архитекторов.
Есть тенденция к коллажной, быстрой подаче. Довольно много футуристичных проектов, которые никак не связаны с реальным физическим миром. По таким картинкам можно судить о вкусе человека, что, конечно же, немаловажно. Но часто только этим и ограничивается, не видно технических навыков для архитектора: понимания конструкций, владения визуализациями; хорошо, если есть макеты. Первое, за что студента и возьмут на работу — так это именно за его способности чертить, визуализировать, резать макеты.
Понравилось, как сделаны портфолио, верстка на листе у большинства выступавших отличная, всегда есть главное и второстепенное.
При подаче проекта важно уметь отобразить суть идеи проекта в схеме, визуализации, эскизе не писать большой текст, все таки профессия больше визуальная. И конечно же не забывать про технические навыки именно на них в первую очередь смотрит работодатель. Но не стоит вставлять в портфолио все проекты которые делали во время учебы дизайн проекты и подобное, когда видишь подобное в конце хорошего портфолио это практически всегда перечеркивает все предыдущие проекты.
Дмитрий Михейкин (архитектор, бюро НЛО): Событие получилось интересное. Если посмотреть на вопрос именно дизайна самого портфолио, то явно напрашивается введение отдельной дисциплины в арх. вузах, которую должны преподавать соотв. дипломированные специалисты из Полиграфа и тп. В связи с этим, я уделял меньшее внимание формальной графической составляющей, и всё-таки больше смотрел проекты. Интересное дело: качество портфолио не напрямую зависит от качество проектов — проявляются разные таланты. Сама подборка портфолио мне, в общем, понравилась. Было и одно открытие — работы Дарьи Владиславовны, и как я узнал, проекты делались в соавторстве с подругой, которой теперь уже нет, и здесь начинаешь ощущать ту пульсацию жизни и ее хрупкость и мимолетность, которую остро чувствуешь в тяжелых ситуациях, но искусство остаётся здесь.
Может быть интересно:
- Программы для вёрстки, кроме InDesign
- 5 причин наконец-то начать верстать в InDesign
- Год открытых онлайн лекций!
- Урок — Случайный стиль к выбранному тексту в InDesign
- Скрипты для InDesign