Виды чёрного цвета в печати

У вас быва­ло так, что на печа­ти ваш серый цвет ста­но­вил­ся зеле­но­ва­тым или розо­ва­тым? Это свя­за­но, в первую оче­редь, с тем, как сме­ши­ва­ют­ся крас­ки при печа­ти. (Ещё и с настрой­ка­ми прин­те­ра и экра­на, конеч­но, но это тема для дру­гой ста­тьи.) Из чего состо­ят чер­ный и дру­гие цвета.

Оче­вид­но, цве­та име­ют раз­ные оттен­ки, могут быть холод­ны­ми или тёп­лы­ми. И чёр­ный тоже.

Состав­ной чер­ный, насы­щен­ный чер­ный, двой­ной чер­ный, rich black, глу­бо­кий чер­ный цвет… — о чём это всё?

Все основ­ные цве­та име­ют оттен­ки. Возь­мём, к при­ме­ру, синий. Это может быть голу­бой, лазурь, бирю­за, уль­тра­ма­рин, кобальт… и может пока­зать­ся, что чёр­ный — это исклю­че­ние, буд­то он пред­став­ля­ет собой некий абсо­лют, отсут­ствие све­та. И в свя­зи с этим ожи­да­ет­ся, что на печа­ти он будет выгля­деть вез­де оди­на­ко­во. Одна­ко, чёр­ная крас­ка, кото­рая исполь­зу­ет­ся в пол­но­цвет­ной (три­ад­ной, той самой, для кото­рой, в част­но­сти, мы в палит­ре CMYK рабо­та­ем) печа­ти — про­зрач­на, как и все три­ад­ные крас­ки, и не может доста­точ­но глу­хо пере­крыть дру­гую крас­ку или бумагу.

Есть мно­же­ство раз­ных реко­мен­да­ций отно­си­тель­но того, как добить­ся насы­щен­но­го чёр­но­го цве­та на печати.

И несмот­ря на то, что исполь­зо­вать про­сто чёр­ную крас­ку — каза­лось бы, оче­вид­ное реше­ние, одна­ко, в соче­та­нии, напри­мер, с фото­гра­фи­я­ми, это может повлечь за собой непри­ят­ные эффек­ты, посколь­ку про­стой 100% чёр­ный цвет будет отли­чать­ся от чёр­но­го на фото­гра­фии. В этом слу­чае луч­ше все­го исполь­зо­вать насы­щен­ный чёр­ный, какой-то из вари­ан­тов чер­но­го цве­та с допол­ни­тель­ны­ми цветами.

Насы­щен­ный чёр­ный, или rich black — это такой чёр­ный, в кото­рый, что­бы добить­ся более тем­но­го цве­та, добав­ле­ны дру­гие три­ад­ные цвета.

Виды насыщенного чёрного

  • Rich Black / насы­щен­ный чёрный
    Фор­ми­ру­ет­ся из чёр­но­го с добав­ле­ни­ем одной три­ад­ной крас­ки — тра­ди­ци­он­но 100% чёр­но­го и 60% циа­на — и чёр­ный ста­но­вит­ся «чер­нее», пото­му что вто­рая крас­ка уве­ли­чи­ва­ет его плот­ность. *На самом деле, это дале­ко не един­ствен­ный воз­мож­ный вари­ант. Rich black сто­ит исполь­зо­вать, когда края чёр­но­го объ­ек­та чет­ко вид­ны, или когда чёр­ный объ­ект накла­ды­ва­ет­ся на какое-то изоб­ра­же­ние. Но, посколь­ку он пред­по­ла­га­ет исполь­зо­ва­ние несколь­ких печат­ных форм, он под­хо­дит для печа­ти объ­ек­тов тол­щи­ной не менее 5 мм. (То есть имен­но текст и вся­кую мелочь мы печа­та­ем обыч­ным чёр­ным. Напри­мер, на лазер­ном прин­те­ре, или струй­ном — та же исто­рия, в прин­ци­пе. Это зави­сит от мас­сы фак­то­ров поми­мо раз­ме­ра: от типа бума­ги, крас­ки и проч.)
  • Registration Black / цвет меток приводки
    Чёр­ный цвет меток при­вод­ки (registration black) состав­ля­ет­ся из 100% всех три­ад­ных цве­тов: cyan, magenta, yellow, and black (CMYK). 
Отклонения совмещения цветов на метке приводки: а растровое изображение б приводочная метка

Откло­не­ния сов­ме­ще­ния цве­тов на мет­ке при­вод­ки: а — раст­ро­вое изоб­ра­же­ние, б — при­во­доч­ная метка.

  • 100% чер­ный
    Чистый чер­ный, или 100% чёр­ный — толь­ко чёр­ная крас­ка без при­ме­сей. Как мы уже выяс­ни­ли, у нее может быть недо­ста­точ­но плот­но­сти, в зави­си­мо­сти от того, где вы ее используете.
  • Супер-чёр­ный
    Сме­ши­вая три крас­ки — 50% циа­на, 50% мад­жен­ты и 50% жёл­то­го со 100% чер­но­го мож­но добить­ся на печа­ти наи­бо­лее глу­бо­ко­го, наи­бо­лее при­ят­но­го чёр­но­го цве­та. Супер-чёр­ный сто­ит исполь­зо­вать толь­ко тогда, когда все края печа­та­е­мо­го объ­ек­та окру­же­ны дру­ги­ми цве­та­ми, или когда они выхо­дят за гра­ни­цы стра­ни­цы, под обрез.
  • Холод­ный чёрный
    Холод­ный чёр­ный — это смесь, состо­я­щая из всех три­ад­ных цве­тов: 70% циа­на, 35% мад­жен­ты, 40% жёл­то­го и 100% чёр­но­го — на выхо­де она даёт чёр­ный с холод­ным оттенком.
  • Теп­лый чёрный
    Теп­лый чёр­ный цвет полу­ча­ет­ся сме­ши­ва­ни­ем всех цве­тов три­ад­ной палит­ры: 35% циа­на, 60% мад­жен­ты, 60% жёл­то­го и 100% чёр­но­го — такой чёр­ный цвет погло­ща­ет боль­ше све­та и име­ет тёп­лый оттенок.

Мони­тор ком­пью­те­ра, разу­ме­ет­ся, неточ­но отоб­ра­жа­ет цве­та в срав­не­нии с тем, как они будут выгля­деть на печа­ти, поэто­му надо все­гда про­ве­рять, как реаль­но будет выгля­деть цвет перед тем, как запу­стить про­ект в тираж.

 

Надо ска­зать, что насто­я­щий насы­щен­ный чёр­ный цвет — это не совсем про­сто. Напри­мер, есть мне­ние одной кон­крет­ной типо­гра­фии, что не все вари­ан­ты насы­щен­но­го чёр­но­го хоро­ши. Для сво­е­го обо­ру­до­ва­ния они выяс­ни­ли, что вари­ант чёр­но­го C60, M40, Y40, K100 луч­ше все­го под­хо­дит для их маши­ны. А тот цвет, кото­рый полу­ча­ет­ся в Adobe Photoshop при кон­вер­та­ции из RGB в CMYK (C75, M68, Y67, K90) — не даёт жела­е­мо­го резуль­та­та. По их мне­нию, на печа­ти он полу­ча­ет­ся гряз­но­ва­тым из-за слиш­ком боль­шо­го коли­че­ства крас­ки. (А может всё не совсем так.) Каза­лось бы, этот вари­ант про­ти­во­ре­чит тому, кото­рый ука­зан в спис­ке чёр­ных цве­тов выше, но это напря­мую свя­за­но с тем, как печа­та­ет их маши­на, и если вы пони­ма­е­те логи­ку, зало­жен­ную в спо­соб печа­ти три­ад­ны­ми крас­ка­ми, то вы вполне смо­же­те при необ­хо­ди­мо­сти подо­брать свой вариант.

Итак, мы разо­бра­ли, какой быва­ет чёр­ный цвет на печа­ти, и как его зада­вать. В кон­це сто­ит напом­нить, что про­грам­мы Adobe Illustrator, Photoshop, InDesign могут пока­зы­вать 100% и насы­щен­ный чёр­ные цве­та на экране по-раз­но­му, что­бы вы не запу­та­лись. (Ведь на мони­то­ре по умол­ча­нию нет раз­ни­цы — на нем чёр­ный это все­гда чёр­ный, отсут­ствие све­та.) Сто­ит вклю­чать эту настрой­ку, если вы рабо­та­е­те с раз­ным чёр­ным цветом.

Ну и, конеч­но, какой имен­но чёр­ный цвет выбрать для печа­ти, зави­сит от мно­же­ства фак­то­ров: како­го эффек­та вы хоти­те добить­ся, како­му объ­ек­ту вы зада­ё­те этот цвет, и на какой машине и на какой бума­ге будет печа­тать­ся ваш про­ект. Кста­ти, есть смысл спро­сить в типо­гра­фии, какой вари­ант чёр­но­го им под­хо­дит, не сто­ит допус­кать пере­бо­ра в коли­че­стве крас­ки. И самое глав­ное: не забы­вай­те про­ве­рять себя перед финаль­ной печа­тью, делай­те проб­ную печать!

Не забудь­те, что у нас есть курс вёрст­ки в InDesign, где мы раз­би­ра­ем не толь­ко как рабо­тать с цве­том, но и мас­су дру­гих полез­ных вещей, кото­рые поз­во­лят вам рабо­тать быст­рее и качественнее.


Может быть интересно:


Подпишитесь на нас в социальных сетях!

Instagram
VK
Facebook
YouTube!
Telegram!

Подпишитесь на обновления



* нажимая на кнопку «Подписаться», вы даете согласие на обработку своих персональных данных