17 слов о вдохновении в архитектуре

Ivan @ 12 / 07 / 2019 @ Blog / Архитектура / Лекции / Медиа
( / )

Время чтения: ~ 12 мин.

Если вы ещё не смот­ре­ли вдох­нов­ля­ю­щее выступ­ле­ние Дани­э­ля Либес­кин­да на ТЕД 2009 года, это несо­мнен­но надо сде­лать! Ниже при­ве­де­ны основ­ные тези­сы из выступ­ле­ния. (А в видео мож­но вклю­чить суб­тит­ры, а на ted​.com есть рас­шиф­ров­ка выступ­ле­ния целиком.)


Я бы хотел начать с цита­ты моей люби­мой музы Эми­ли Дикин­сон, кото­рая ска­за­ла, что стрем­ле­ние к позна­нию не есть при­знак пони­ма­ния и не есть при­знак неве­же­ства. Это нечто меж­ду верой в то, чего мы можем достичь, и тра­ди­ци­я­ми, ушед­ши­ми в прошлое.

Wonder is not knowledge, neither is it ignorance… It's something which is suspended between what we believe we can be,and a tradition we may have forgotten.

Осно­ва архи­тек­ту­ры — это не уча­сток зем­ли, сталь или бетон. В ее осно­ве — жела­ние сотво­рить чудо. Имен­но это стрем­ле­ние спо­двиг­ло наших пред­ше­ствен­ни­ков на созда­ние вели­ких горо­дов и архи­тек­тур­ных сооружений.

Имен­но в этом стрем­ле­нии и весь смысл. Архи­тек­ту­ра — этот повест­во­ва­ние. Это исто­рия, рас­ска­зан­ная с помо­щью кам­ня. Это исто­рия пре­одо­ле­ния и борь­бы чело­ве­ка за пре­вра­ще­ние невоз­мож­но­го в возможное…

Daniel Libeskind 17 words on architectural inspiration

Daniel Libeskind 17 words on architectural inspiration

…я счи­таю опти­мизм дви­жу­щей силой архи­тек­ту­ры. Архи­тек­тор — это един­ствен­ная про­фес­сия, в кото­рой вы про­сто обя­за­ны верить в буду­щее. Пес­си­ми­стом может быть гене­рал, поли­тик, или эко­но­мист. Музы­кант может сочи­нять в мино­ре, а худож­ник писать в чер­ных тонах. Но архи­тек­ту­ра — это порыв, это вера в луч­шее буду­щее. Имен­но эта вера и дви­жет обществом.

Я — при­вер­же­нец экс­прес­сии. Нико­гда не любил ней­траль­ность — ни в жиз­ни, ни где бы то ни было. Выра­зи­тель­ность. Как в кофе эспрес­со, где вы бере­те самую суть кофе, экс­прес­сия — это суть архитектуры.

Архи­тек­ту­ра долж­на быть ради­каль­ной, а не кон­сер­ва­тив­ной. Что зна­чит «ради­каль­ный»? Это зна­чит име­ю­щий кор­ни, кор­ни, лежа­щие глу­бо­ко в тра­ди­ци­ях. Я счи­таю, что архи­тек­ту­ра долж­на отра­жать сущ­ность сло­жив­шей­ся тра­ди­ции, а не быть мерт­вой фор­мой, заспир­то­ван­ной во времени.

Все наше суще­ство­ва­ние — это борь­ба эмо­ций, они дела­ют наш мир таким уди­ви­тель­ным. Наши горо­да сами порож­да­ют это про­ти­во­сто­я­ние — про­ти­во­сто­я­ние меж­ду чув­ства­ми и безразличием.

…архи­тек­ту­ра — это не язык слов. Но тем не менее, это язык. Язык, кото­рый нель­зя вос­про­из­ве­сти с помо­щью букв и слов. К сожа­ле­нию, мно­гие зда­ния, кото­рые нас окру­жа­ют, настоль­ко баналь­ны, что исто­рия, кото­рую они могут рас­ска­зать, совсем корот­кая: «Нам нече­го вам рассказать».

Руч­ная рабо­та или ком­пью­тер. Конеч­но, что бы мы дела­ли без ком­пью­те­ров? Вся наша дея­тель­ность зави­сит от ком­пью­те­ра. Но ком­пью­тер дол­жен слу­жить лишь ору­ди­ем, кото­рым управ­ля­ет чело­век. Я счи­таю, что рука, при всей сво­ей при­ми­тив­но­сти и несо­вер­шен­стве, рука дви­жи­ма сила­ми, при­ро­да кото­рых не вполне понят­на; и, хотя в них нет ниче­го мисти­че­ско­го, мы пони­ма­ем, что рукой дви­жут силы, нахо­дя­щи­е­ся вне наше­го контроля.

В послед­нее вре­мя про­сто­та поль­зо­ва­лась боль­шим поче­том. Я с этим совер­шен­но не согла­сен… Я думаю, что и мы, архи­тек­то­ры, не долж­ны это­го избе­гать. Ней­ро­хи­рур­гия, атом­ная тео­рия, гене­ти­ка, эко­но­ми­ка — все это слож­ней­шие сфе­ры. И я не вижу при­чин поче­му нам нуж­но при­тво­рять­ся и пытать­ся созда­вать внеш­нюю про­сто­ту, кото­рая все­го лишь иллю­зия. Архи­тек­ту­ра — очень слож­ная область. Про­стран­ство само по себе очень слож­ное поня­тие. Оно спо­соб­но созда­вать новые фор­мы само из себя. Поэто­му мы не долж­ны пытать­ся вме­стить его в упро­щен­ные фор­мы, к кото­рым мы при­вык­ли. Наши жиз­ни слож­ны. Наши эмо­ции слож­ны. Наши интел­лек­ту­аль­ные стрем­ле­ния тоже слож­ны. И я счи­таю, что архи­тек­ту­ра долж­на отра­жать слож­ность зани­ма­е­мо­го нами про­стран­ства, слож­ность наших взаимоотношений.

Поли­ти­ка не враг архи­тек­ту­ры. Поли­ти­ка — это жизнь горо­да, это все мы, живу­щие в этом горо­де. Я все­гда под­хо­жу к созда­нию любо­го соору­же­ния, как к поли­ти­че­ско­му шагу. Построй­ка обыч­но­го жило­го дома — это тоже поли­ти­че­ский шаг, пото­му что его уви­дят дру­гие люди.

…очень важ­но, что­бы она была под­лин­ной. Мы научи­лись ими­ти­ро­вать почти все, но так и не смог­ли вос­со­здать чело­ве­че­ское серд­це или чело­ве­че­скую душу. Архи­тек­ту­ра очень тес­но пере­пле­те­на с наши­ми жиз­ня­ми — мы где-то рож­да­ем­ся и где-то уми­ра­ем. Поэто­му ее под­лин­ная сущ­ность долж­на исхо­дить изнут­ри, а не чер­пать­ся из наших зна­ний, тео­рий и книг.

Необыч­ная или при­выч­ная архи­тек­ту­ра? Что такое при­выч­ка? Это все­го лишь око­вы, в кото­рые мы сами себя зако­вы­ва­ем. Поэто­му необыч­ное все­гда оста­ет­ся непри­выч­ным. Взять, напри­мер, любой кафед­раль­ный собор — он все­гда оста­ет­ся необыч­ным. Или зда­ния Фран­ка Гери — они будут про­дол­жать нас удив­лять и в будущем.

…архи­тек­ту­ра необыч­ная и необуз­дан­ная. Что отли­ча­ет ее от архи­тек­ту­ры изыс­кан­ной? Я бы ска­зал, что это про­яв­ле­ние стра­стей. Эта архи­тек­ту­ра, не тро­ну­тая рос­ко­шью и доро­ги­ми деко­ра­ци­я­ми, архи­тек­ту­ра, лишен­ная рафи­ни­ро­ван­но­сти, при­су­щей высо­кой культуре.

…архи­тек­ту­ра не нема. Это сред­ство обще­ния. Это повест­во­ва­ние о глу­би­нах наших стра­стей. Это бес­при­страст­ная оцен­ка веков, дав­но ушед­ших в прошлое.

Меня нико­гда не при­вле­ка­ла мол­ча­ли­вая архи­тек­ту­ра. Мол­ча­ние — это клад­би­ще, но никак не город. Горо­да долж­ны быть напол­не­ны живы­ми виб­ра­ци­я­ми, зву­ком и музыкой.

И конеч­но риск. Архи­тек­ту­ра долж­на содер­жать долю рис­ка. Конеч­но за это мож­но и попла­тить­ся, но это не зна­чит, что оно того не сто­и­ло. … Идти на риск, кото­рый, несмот­ря на ошиб­ки, тол­ка­ет архи­тек­ту­ру на созда­ние соору­же­ний новых и гораз­до луч­ших, чем пустые стан­дарт­ные «короб­ки».

…самое глав­ное в архи­тек­ту­ре — это про­стран­ство. Не мода и не отдел­ка. А воз­мож­ность создать что-то про­стое, но непо­вто­ри­мое, — на это спо­соб­на толь­ко архи­тек­ту­ра. Про­стран­ства необ­хо­ди­мы нам, что­бы дышать и меч­тать. Я гово­рю о про­стран­ствах для всех, а не о рос­кош­ных соору­же­ни­ях для избранных.
Я гово­рю о про­стран­ствах, для кото­рых глав­ное не стиль­ность или вопло­ще­ние ново­мод­ных тео­рий. Речь идет о пло­щад­ке для дере­вьев, о созда­нии угол­ков, при­вно­ся­щих мир при­ро­ды в жизнь горо­да. Такие про­стран­ства пре­вра­ща­ют недо­ступ­ное в доступ­ное. Вот в чем я вижу при­ро­ду архитектуры.

Я верю в демо­кра­тию. Мне не нра­вят­ся вели­ко­леп­ные зда­ния, воз­двиг­ну­тые тота­ли­тар­ны­ми режи­ма­ми, где люди не могут откры­то выра­жать свои мыс­ли и голо­со­вать. Мы слиш­ком часто вос­хи­ща­ем­ся таки­ми зда­ни­я­ми. Мы счи­та­ем их пре­крас­ны­ми. Но когда я думаю о том, что воз­двиг­ну­ты они обще­ством, в кото­ром люди лише­ны сво­бо­ды, я не могу ими вос­хи­щать­ся. Поэто­му какой бы слож­ной ни была демо­кра­тия, я в нее верю.

Крис Андер­сон: У меня к вам вопрос. Сми­ри­лись ли Вы с тем, что Ваш пер­во­на­чаль­ный потря­са­ю­щий про­ект застрой­ки Ground Zero был отвергнут?

Д.Л.: Пони­ма­е­те, я не сто­рон­ник авто­ри­та­риз­ма. От авто­ри­та­риз­ма нуж­но избав­лять­ся. Нуж­но учи­ты­вать и дру­гие мне­ния — это толь­ко улуч­шит про­ект. Я вырос в Бронк­се и умею посто­ять за себя. Я умею бороть­ся за то, во что верю. Нель­зя все­гда побеж­дать, но мож­но повли­ять на резуль­тат. Я уве­рен, что Ground Zero будет напол­нен смыс­лом и надеж­дой. Мы таким обра­зом рас­ска­жем буду­щим поко­ле­ни­ям о наших жерт­вах и о том, что здесь про­изо­шло, и как повли­я­ло это собы­тие не толь­ко на жизнь Нью-Йор­ка, но и на жизнь все­го мира.

Источ­ник: TED talks.


Может быть интересно:


Подпишитесь на нас в социальных сетях!

Instagram
VK
Facebook
YouTube!
Telegram!

Подпишитесь на обновления



* нажимая на кнопку «Подписаться», вы даете согласие на обработку своих персональных данных