Интервью: KooZA/rch

С раз­ви­ти­ем тех­ни­че­ских средств — про­грамм, кото­рые мы исполь­зу­ем в про­ек­ти­ро­ва­нии, пер­со­наль­ных ком­пью­те­ров и интер­не­та — куль­тур­ное про­стран­ство при­об­ре­та­ет гло­баль­ный харак­тер. Пре­одо­ле­ние инфор­ма­ци­он­ной изо­ля­ции с раз­ви­ти­ем интер­не­та в наших стра­нах даёт воз­мож­ность рас­ши­ре­ния кру­го­зо­ра сту­ден­тов и спе­ци­а­ли­стов. Новые дви­же­ния и тен­ден­ции в дизайне рас­про­стра­ня­ют­ся быст­рее, и в опре­де­лён­ной сте­пе­ни начи­на­ют вли­ять на физи­че­скую реаль­ность, про­ни­кая в мастер­ские, в про­цесс проектирования.

Сэм Джэкоб (Sam Jacob) из Metropolis magazine пишет, что, несмот­ря на то, что ком­пью­тер почти убил рису­нок, теперь рису­нок в архи­тек­ту­ре пере­шёл в «„пост-циф­ро­вой“ режим  (“post-digital” mode of drawing), вклю­ча­ю­щий в себя повест­во­ва­ние, аллю­зии на про­из­ве­де­ния из исто­рии искус­ства, и тех­ни­ки ком­пью­тер­но­го кол­ла­жа. Это напо­ми­на­ет Мисов­ские одно­то­чеч­ные пер­спек­ти­вы, мета­фи­зи­че­ские рабо­ты Джор­джо де Кири­ко, и непо­чти­тель­ность Постмодернизма…»

Одной из мощ­ных точек в миро­вом инфор­ма­ци­он­ном про­стран­стве, где кон­цен­три­ру­ет­ся этот взгляд на архи­тек­тур­ную пода­чу, стал сайт KooZA/rch. Cоз­да­те­ли плат­фор­мы убеж­де­ны, что «архи­тек­ту­ра — это кол­лек­тив­ный дис­курс, кото­рый не нахо­дит­ся, и не дол­жен нахо­дить­ся в изо­ля­ции, а наобо­рот дол­жен посто­ян­но под­пи­ты­вать­ся раз­но­об­раз­ны­ми взгля­да­ми, вызо­ва­ми и открытиями».

Мы пого­во­ри­ли с коман­дой плат­фор­мы и рас­спро­си­ли о том, что такое KooZA/rch, и в чём состо­ит зада­ча это­го проекта.


DMTRVK: Как и поче­му вы реши­ли создать KooZA/rch?

KooZA/rch: Идея созда­ния плат­фор­мы визи­о­нер­ской архи­тек­ту­ры KooZA/rch роди­лась ещё в АА (бри­тан­ская част­ная архи­тек­тур­ная шко­ла Architectural Association), из нашей общей стра­сти к чер­те­жам, — как к гла­го­лам и суще­стви­тель­ным, в соот­вет­ствии с тем под­хо­дом, кото­рый зало­жил в АА Алвин Бояр­ски. В то вре­мя чер­теж стал сред­ством выра­же­ния широ­ко­го спек­тра про­фес­си­о­наль­ных амби­ций: он стал слу­жить мно­гим зада­чам — ведь он может быть и сред­ством тео­ре­ти­че­ской рефлек­сии, и пред­вест­ни­ком ещё нере­а­ли­зо­ван­ных про­ек­тов. Чер­тёж стал сред­ством внут­ри­дис­ци­пли­нар­но­го дис­кур­са и куль­тур­ной саморефлексии.

Мы столк­ну­лись с воз­ник­но­ве­ни­ем гипер­ре­а­ли­стич­ных визу­а­ли­за­ций уто­пи­че­ских архи­тек­тур­ных арте­фак­тов, при этом явля­ясь про­дол­жа­те­ля­ми мно­го­лет­не­го насле­дия АА, — и тер­мин «визи­о­нер­ский» для нас отно­сит­ся к про­ек­там, кото­рые не толь­ко ста­вят перед собой зада­чу бро­сить вызов архи­тек­ту­ре и ее дис­кур­су, но и явля­ют­ся сре­дой, в кото­рой этот дис­курс про­ис­хо­дит, сред­ством это­го дискурса.

95% про­ек­тов, пред­став­лен­ных на KooZA/rch, нико­гда не были/не будут постро­е­ны, одна­ко они — сви­де­тель­ства совре­мен­ных про­блем и их реше­ний, сфор­му­ли­ро­ван­ных людь­ми со все­го мира.

Как циф­ро­вой архив, мы ста­ра­ем­ся поде­лить­ся имен­но непо­стро­ен­ны­ми про­ек­та­ми, выне­сти их на свет из закры­то­го про­стран­ства сту­дии архи­тек­то­ра или уни­вер­си­те­та. Мы твер­до верим, что архи­тек­ту­ра — это кол­лек­тив­ный дис­курс, кото­рый не нахо­дит­ся, и не дол­жен нахо­дить­ся в изо­ля­ции, а наобо­рот дол­жен посто­ян­но под­пи­ты­вать­ся раз­но­об­раз­ны­ми взгля­да­ми, вызо­ва­ми и открытиями.

Самая боль­шая зада­ча на пути к это­му, кото­рую мы пыта­ем­ся решить в нашей серии «Abstraction», — созда­ние про­стран­ства, в кото­ром архи­тек­то­ры мог­ли бы кол­лек­тив­но обра­щать­ся к опре­де­лен­ным задан­ным темам, пер­вая из кото­рых — как раз те самые «инстру­мен­ты», с помо­щью кото­рых мы рабо­та­ем — не огра­ни­чи­ва­ясь чертежом.

Кто дела­ет проект?

Про­ект раз­ра­ба­ты­ва­ет­ся коман­дой твор­че­ских людей, мы все­гда начеку.

Что озна­ча­ет назва­ние проекта?

Назва­ние про­ис­хо­дит от фами­лий двух осно­ва­те­лей, и части «arch» — из «architecture».

В чем заклю­ча­ет­ся под­ход к выбо­ру про­ек­тов для публикации?

Основ­ной кри­те­рий — это долж­ны быть про­ек­ты, кото­рые дей­стви­тель­но исполь­зу­ют чер­тёж, гра­фи­ку, бро­са­ют им вызов, как сред­ству, с помо­щью кото­ро­го мож­но гово­рить и зада­вать вопро­сы в архи­тек­ту­ре. Для нас сам мате­ри­ал, спо­соб пода­чи — уже сам по себе — сооб­ще­ние. Мы ищем как изоб­ра­же­ния конеч­но­го арте­фак­та, так и изоб­ра­же­ния про­цес­са, кото­рые рас­кры­ва­ют и заку­ли­сье, и фазу стро­и­тель­ства. В KooZA/rch мы заин­те­ре­со­ва­ны в про­цес­се в такой же сте­пе­ни, как и в конеч­ном про­дук­те — мы счи­та­ем, что не постро­ен­ное так же важ­но, как и построенное.

Из каких стран/институтов вам при­сы­ла­ют проекты?

Нам страш­но везёт — нам при­сы­ла­ют про­ек­ты из самых раз­ных стран, уни­вер­си­те­тов и студий.

Кто те люди, кото­рые при­сы­ла­ют про­ек­ты — сту­ден­ты, прак­ти­ку­ю­щие архитекторы?

Это Твор­че­ские лич­но­сти; от сту­ден­тов до взрос­лых архи­тек­то­ров, худож­ни­ков и дизай­не­ров, — мы хотим откры­вать, ана­ли­зи­ро­вать, и выяв­лять мно­же­ство точек зре­ния, через кото­рые мож­но смот­реть, рисо­вать, гово­рить о дис­ци­плине, от кон­цеп­ции до постро­ен­но­го сооружения.

В чем заклю­ча­ет­ся смысл архи­тек­тур­ной пода­чи — поми­мо обыч­ной пре­зен­та­ции, пред­на­зна­чен­ной для обыч­но­го заказ­чи­ка (раз­но­го, пред­по­ла­га­ю­ще­го раз­ные под­хо­ды к пре­зен­та­ции, но все же вполне ожи­да­е­мые) — но и как мето­да иссле­до­ва­ния, или даже в каче­стве объ­ек­та, суще­ству­ю­ще­го само­го по себе?

Мы ценим чер­тёж, гра­фи­ку как инстру­мент иссле­до­ва­ния, это убеж­де­ние при­ве­ло нас к тому, чем мы увле­че­ны сей­час — а имен­но, новым про­ек­том — сери­ей пуб­ли­ка­ций «Abstraction». Этот про­ект ста­вит сво­ей целью иссле­до­вать потен­ци­ал пик­се­ля, и пред­ла­га­ет выбран­ной груп­пе участ­ни­ков раз­мыш­лять над самим поня­ти­ем инстру­мен­тов — начи­ная с чертежа.

Бриф не огра­ни­чи­ва­ет выбор мате­ри­а­ла или инстру­мен­та, но при этом под­чер­ки­ва­ет необ­хо­ди­мость най­ти такое реше­ние, кото­рое не про­сто пред­на­зна­че­но для отоб­ра­же­ния в циф­ро­вом виде, но так­же обра­ща­ет­ся к про­стран­ству все­мир­ной сети, ее сред­ствам и мето­дам коммуникации.

Кон­крет­но в пер­вой #Abstraction.01: Tools хочет­ся заост­рить вни­ма­ние на кон­цеп­ции «инстру­мен­тов и пода­чи» — рас­ши­ряя гра­ни­цы темы до дру­гих средств и мето­дов, до физи­че­ско­го созда­ния архи­тек­ту­ры в целом.

Если чер­тёж был выра­же­ни­ем архи­тек­ту­ры на бума­ге, то как мы можем выра­зить физи­че­ское про­стран­ство в совре­мен­ном цар­стве циф­ры? Что зна­чит — рисо­вать пик­се­ля­ми, как мож­но пока­зать архив чер­те­жей не на бума­ге, а на айпа­де? Как мож­но пред­ста­вить и пока­зать физи­че­ское про­стран­ство в неуло­ви­мом, неося­за­е­мом цар­стве цифры?

Не огра­ни­чи­ва­ясь архи­тек­ту­рой, KooZA/rch сно­ва откры­ва­ет дис­кус­сию, на этот раз при­вле­кая к уча­стию в ней худож­ни­ков, дизай­не­ров, и видео­гра­фов. Нами дви­га­ет амби­ция иссле­до­вать мно­же­ство раз­ных средств пода­чи —  допол­нен­ная реаль­ность и экс­пе­ри­мен­ты, стри­мы выста­вок и их кон­струк­ции, чаты WhatsApp, интер­вью, эссе, фото­гра­фии и рисунки.

Что вы дума­е­те о теку­щих трен­дах, какие они, куда ведут, что вы ожидаете?

Я уве­ре­на, что «трен­ды» опас­ны, пото­му что они стре­мят­ся стан­дар­ти­зи­ро­вать идеи.

 

Бла­го­да­рим коман­ду и осно­ва­те­ля про­ек­та Феде­ри­ку Софию Зам­бе­лет­ти KooZA/rch за интер­вью и предо­став­лен­ные иллюстрации.

Текст: Иван Мат­ве­ев @ dmtrvk​.ru.


Может быть интересно:


Подпишитесь на нас в социальных сетях!

Instagram
VK
Facebook
YouTube!
Telegram!

Подпишитесь на обновления



* нажимая на кнопку «Подписаться», вы даете согласие на обработку своих персональных данных