Интервью: KooZA/rch

С развитием технических средств — программ, которые мы используем в проектировании, персональных компьютеров и интернета — культурное пространство приобретает глобальный характер. Преодоление информационной изоляции с развитием интернета в наших странах даёт возможность расширения кругозора студентов и специалистов. Новые движения и тенденции в дизайне распространяются быстрее, и в определённой степени начинают влиять на физическую реальность, проникая в мастерские, в процесс проектирования.

Сэм Джэкоб (Sam Jacob) из Metropolis magazine пишет, что, несмотря на то, что компьютер почти убил рисунок, теперь рисунок в архитектуре перешёл в «„пост-цифровой“ режим  (“post-digital” mode of drawing), включающий в себя повествование, аллюзии на произведения из истории искусства, и техники компьютерного коллажа. Это напоминает Мисовские одноточечные перспективы, метафизические работы Джорджо де Кирико, и непочтительность Постмодернизма…»

Одной из мощных точек в мировом информационном пространстве, где концентрируется этот взгляд на архитектурную подачу, стал сайт KooZA/rch. Cоздатели платформы убеждены, что «архитектура — это коллективный дискурс, который не находится, и не должен находиться в изоляции, а наоборот должен постоянно подпитываться разнообразными взглядами, вызовами и открытиями».

Мы поговорили с командой платформы и расспросили о том, что такое KooZA/rch, и в чём состоит задача этого проекта.


DMTRVK: Как и почему вы решили создать KooZA/rch?

KooZA/rch: Идея создания платформы визионерской архитектуры KooZA/rch родилась ещё в АА (британская частная архитектурная школа Architectural Association), из нашей общей страсти к чертежам, — как к глаголам и существительным, в соответствии с тем подходом, который заложил в АА Алвин Боярски. В то время чертеж стал средством выражения широкого спектра профессиональных амбиций: он стал служить многим задачам — ведь он может быть и средством теоретической рефлексии, и предвестником ещё нереализованных проектов. Чертёж стал средством внутридисциплинарного дискурса и культурной саморефлексии.

Мы столкнулись с возникновением гиперреалистичных визуализаций утопических архитектурных артефактов, при этом являясь продолжателями многолетнего наследия АА, — и термин «визионерский» для нас относится к проектам, которые не только ставят перед собой задачу бросить вызов архитектуре и ее дискурсу, но и являются средой, в которой этот дискурс происходит, средством этого дискурса.

95% проектов, представленных на KooZA/rch, никогда не были/не будут построены, однако они — свидетельства современных проблем и их решений, сформулированных людьми со всего мира.

Как цифровой архив, мы стараемся поделиться именно непостроенными проектами, вынести их на свет из закрытого пространства студии архитектора или университета. Мы твердо верим, что архитектура — это коллективный дискурс, который не находится, и не должен находиться в изоляции, а наоборот должен постоянно подпитываться разнообразными взглядами, вызовами и открытиями.

Самая большая задача на пути к этому, которую мы пытаемся решить в нашей серии «Abstraction», — создание пространства, в котором архитекторы могли бы коллективно обращаться к определенным заданным темам, первая из которых — как раз те самые «инструменты», с помощью которых мы работаем — не ограничиваясь чертежом.

Кто делает проект?

Проект разрабатывается командой творческих людей, мы всегда начеку.

Что означает название проекта?

Название происходит от фамилий двух основателей, и части «arch» — из «architecture».

В чем заключается подход к выбору проектов для публикации?

Основной критерий — это должны быть проекты, которые действительно используют чертёж, графику, бросают им вызов, как средству, с помощью которого можно говорить и задавать вопросы в архитектуре. Для нас сам материал, способ подачи — уже сам по себе — сообщение. Мы ищем как изображения конечного артефакта, так и изображения процесса, которые раскрывают и закулисье, и фазу строительства. В KooZA/rch мы заинтересованы в процессе в такой же степени, как и в конечном продукте — мы считаем, что не построенное так же важно, как и построенное.

Из каких стран/институтов вам присылают проекты?

Нам страшно везёт — нам присылают проекты из самых разных стран, университетов и студий.

Кто те люди, которые присылают проекты — студенты, практикующие архитекторы?

Это Творческие личности; от студентов до взрослых архитекторов, художников и дизайнеров, — мы хотим открывать, анализировать, и выявлять множество точек зрения, через которые можно смотреть, рисовать, говорить о дисциплине, от концепции до построенного сооружения.

В чем заключается смысл архитектурной подачи — помимо обычной презентации, предназначенной для обычного заказчика (разного, предполагающего разные подходы к презентации, но все же вполне ожидаемые) — но и как метода исследования, или даже в качестве объекта, существующего самого по себе?

Мы ценим чертёж, графику как инструмент исследования, это убеждение привело нас к тому, чем мы увлечены сейчас — а именно, новым проектом — серией публикаций «Abstraction». Этот проект ставит своей целью исследовать потенциал пикселя, и предлагает выбранной группе участников размышлять над самим понятием инструментов — начиная с чертежа.

Бриф не ограничивает выбор материала или инструмента, но при этом подчеркивает необходимость найти такое решение, которое не просто предназначено для отображения в цифровом виде, но также обращается к пространству всемирной сети, ее средствам и методам коммуникации.

Конкретно в первой #Abstraction.01: Tools хочется заострить внимание на концепции «инструментов и подачи» — расширяя границы темы до других средств и методов, до физического создания архитектуры в целом.

Если чертёж был выражением архитектуры на бумаге, то как мы можем выразить физическое пространство в современном царстве цифры? Что значит — рисовать пикселями, как можно показать архив чертежей не на бумаге, а на айпаде? Как можно представить и показать физическое пространство в неуловимом, неосязаемом царстве цифры?

Не ограничиваясь архитектурой, KooZA/rch снова открывает дискуссию, на этот раз привлекая к участию в ней художников, дизайнеров, и видеографов. Нами двигает амбиция исследовать множество разных средств подачи —  дополненная реальность и эксперименты, стримы выставок и их конструкции, чаты WhatsApp, интервью, эссе, фотографии и рисунки.

Что вы думаете о текущих трендах, какие они, куда ведут, что вы ожидаете?

Я уверена, что «тренды» опасны, потому что они стремятся стандартизировать идеи.

 

Благодарим команду и основателя проекта Федерику Софию Замбелетти KooZA/rch за интервью и предоставленные иллюстрации.

Текст: Иван Матвеев @ dmtrvk.ru.