Книга: Владимир Фаворский «Об искусстве, о книге, о гравюре»

Владимир Фаворский «Об искусстве, о книге, о гравюре».

Вла­ди­мир Фавор­ский «Об искус­стве, о кни­ге, о гравюре».

Про­дол­жая тему лите­ра­ту­ры, мы долж­ны обя­за­тель­но рас­ска­зать о вели­ком рус­ском худож­ни­ке гра­ве­ре Вла­ди­ми­ре Фаворском.

«…Если тебе нече­го ска­зать людям, ты нико­гда не ста­нешь худож­ни­ком. Если ты мело­чен, рас­чёт­лив, завист­лив, эго­и­сти­чен, ты не можешь быть худож­ни­ком. В каж­дой кар­тине живёт, фик­си­ру­ет­ся вре­мя, про­жи­тое худож­ни­ком. Будет вид­но, про­жил он его твор­че­ски или нет…»
— Вла­ди­мир Фаворский.

Вла­ди­мир Андре­евич Фавор­ский учил­ся в Стро­га­нов­ском учи­ли­ще и за рубе­жом. С 1921 г. пре­по­да­вал во ВХУ­ТЕ­МА­Се, в 1923 — 1925 гг. был его ректором.

Как и в немец­ком Бауха­у­зе, во ВХУ­ТЕ­МА­Се, созда­ли «основ­ное» (под­го­то­ви­тель­ное) отде­ле­ние, где чита­ли общий про­пе­дев­ти­че­ский курс «фор­маль­ной ком­по­зи­ции» . Его авто­ра­ми были Фавор­ский, П. Я. Пав­ли­нов, К. Н. Исто­мин. В 1921 — 1924 гг. по при­гла­ше­нию Фавор­ско­го во ВХУ­ТЕ­МА­Се пре­по­да­вал тео­рию искус­ства П. А. Фло­рен­ский. Фавор­ский пре­по­да­вал на гра­фи­че­ском факуль­те­те кси­ло­гра­фию (гра­вю­ру на дере­ве), на основ­ном отде­ле­нии читал курс «Вве­де­ние в тео­рию про­стран­ствен­ных искусств», на гра­фи­че­ском факуль­те­те так­же — «Тео­рию ком­по­зи­ции» и «Тео­рию гра­фи­ки». Про­грам­ма кур­са «Тео­рия ком­по­зи­ции» сохра­ни­лась в архи­вах худож­ни­ка, она состав­ле­на, без­услов­но, под воз­дей­стви­ем кни­ги Гиль­де­бран­да «Про­бле­ма фор­мы в изоб­ра­зи­тель­ном искусстве».

Уче­ни­ка­ми Фавор­ско­го были, в част­но­сти: С. Д. Бигос, А. Д. Гон­ча­ров, А. А. Дей­не­ка, Г. А. Ече­и­стов, Ф. Д. Кон­стан­ти­нов, Л. Р. Мюль­гаупт, М. И. Пиков, Ю. И. Пиме­нов, М. И. Поля­ков, А. Г. Тышлер.

«Фавор­ский зани­мал­ся и деко­ра­тив­ным искус­ством. В 1937 году, напри­мер, за рабо­ту по оформ­ле­нию Совет­ско­го пави­льо­на Все­мир­ной выстав­ки в Пари­же он был удо­сто­ен выс­шей награ­ды „Гран при“. Но пред­по­чте­ние худож­ник отда­вал гра­вю­ре. Метод Фавор­ско­го ока­зал­ся осо­бен­но пло­до­твор­ным, когда он при­нял­ся за серию, посвя­щен­ную „Годам революции“.

Оба выпол­нен­ных им листа пред­став­ля­ют собой син­тез зри­тель­ных впе­чат­ле­ний, харак­тер­ных для 1917 года и для после­ду­ю­щих лет. Кад­ры не сме­ня­ют друг дру­га, но состав­ля­ют еди­ное целое. Каж­дый лист рас­сти­ла­ет­ся, как ланд­кар­та, в нем соеди­не­но несколь­ко момен­тов, каж­дый из кото­рых пред­став­лен с осо­бой точ­ки зре­ния. Оба листа тре­бу­ют вни­ма­тель­но­го раз­гля­ды­ва­ния, ибо тема рас­кры­та в них через слож­ный клу­бок образов.

В. Фаворский. «Годы революции. Октябрь». 1928. Бумага, ксилография.

В. Фавор­ский. «Годы рево­лю­ции. Октябрь». 1928. Бума­га, ксилография.

В пер­вом листе цен­траль­ное место зани­ма­ет фигу­ра Лени­на на три­буне. Перед ней, как бур­ное море, кипит митинг за пре­кра­ще­ние импе­ри­а­ли­сти­че­ской вой­ны и раз­да­чу наро­ду земли.

Эту глав­ную тему допол­ня­ют, с одной сто­ро­ны, око­пы на запад­ном фрон­те, с дру­гой — кар­ти­на борь­бы наро­да с внут­рен­ним вра­гом, с белогвардейцами.

Не забы­та и фигур­ка маль­чиш­ки, про­дав­ца газет, бегу­ще­го по ниж­не­му краю. В самой ком­по­зи­ции листа выра­же­на взрыв­ная сила рево­лю­ции. Даже разо­рван­ный шрифт над­пи­си „Октябрь 1917“ под­чи­ня­ет­ся этой сти­хий­ной силе.

В. Фаворский. «1919, 1920, 1921 годы». 1928. Станковая гравюра.

В. Фавор­ский. «1919, 1920, 1921 годы». 1928. Стан­ко­вая гравюра.

В листе, рису­ю­щем годы граж­дан­ской вой­ны, силь­нее выра­же­на кон­цен­тра­ция рево­лю­ци­он­ных сил. Крас­ная кон­ни­ца устрем­ля­ет­ся на отво­е­ва­ние Кры­ма и Сиби­ри; пар­ти­за­ны тороп­ли­во ухо­дят в леса; на юго-восто­ке вста­ет при­зрак голо­да в обра­зе издох­ше­го вер­блю­да и погре­баль­ной арбы. Даты „1919 — 1920 — 1921“ сби­ты в колон­ку, и толь­ко сло­во „голод“ пере­вер­ну­лось, как обгло­дан­ный соба­ка­ми ске­лет лоша­ди.» — Алпа­тов М. В. «Этю­ды по исто­рии рус­ско­го искус­ства», том 2, 1967.

В. Фаворский. «Книга Руфь». 1924.

В. Фавор­ский. «Кни­га Руфь». 1924.

В. Фаворский. «Книга Руфь». 1924.

В. Фавор­ский. «Кни­га Руфь». 1924.

В 1986 году к сто­ле­тию со дня рож­де­ния В. А. Фавор­ско­го в СССР была изда­на кни­га «Об искус­стве, о кни­ге, о гра­вю­ре», в кото­рую вошли раз­мыш­ле­ния худож­ни­ка о раз­ных видах искус­ства. Она вышла огром­ным, для тако­го изда­ния, тира­жом — 35 000(!) экзем­пля­ров. Ее до сих пор мож­но купить в буки­ни­сти­че­ских мага­зи­нах. Для меня осо­бое место в этом изда­нии зани­ма­ет гла­ва «О шриф­те». В ней Вла­ди­мир Фавор­ский пишет о вза­и­мо­от­но­ше­нии шриф­та с листом, о про­стран­стве листа. Это то, что совер­шен­но забы­то теперь в МАрхИ.

Его точ­ней­шее опи­са­ние отно­ше­ния бук­вы и бело­го запом­ни­лось мне с дет­ства: «Бук­ва тонет в белом и воз­ни­ка­ет из бело­го (бук­ва как бы похо­жа на муху в моло­ке). Ина­че бук­ва сухо лежа­ла бы на листе в цве­то­вом отно­ше­нии и как бы мог­ла быть сбро­ше­на с листа бума­ги.»

И уже поз­же, рабо­тая со шриф­то­вой ком­по­зи­ци­ей, я воз­вра­щал­ся к этой цита­те и вос­хи­щал­ся её точ­но­сти и живо­сти. Кни­гу Вла­ди­ми­ра Фавор­ско­го обя­за­тель­но надо про­чи­тать людям, рабо­та­ю­щим с рус­ской типо­гра­фи­кой, да и про­сто людям, рабо­та­ю­щим с графикой.


Подпишитесь на нас в социальных сетях!

Instagram
VK
Facebook
YouTube!
Telegram!

Подпишитесь на обновления



* нажимая на кнопку «Подписаться», вы даете согласие на обработку своих персональных данных