blog/
Программы для вёрстки, кроме InDesign
Какие ещё есть программы для верстки, помимо InDesign, и почему он стал так популярен? Чтобы подробнее ответить на этот вопрос начнём немного издалека.
Настольные издательские системы (DTP, desktop publishing) — ведут свою историю из 1970-х, когда компания Ксерокс активно занималась разными экспериментальными разработками. Есть спорное мнение, что именно настольные издательские системы начались в 1983 году — с программы, разработанной Джеймсом Дэвайзом для общественной газеты Филадельфии.
В 1984 выходит Программа Type Processor One работала на PC, и использовала видеокарту для вывода WYSIWYG интерфейса. (Разбирать TeX и LaTeX, более поздние FrameMaker и прочие тут не будем.)
Рынок издательских систем буквально взорвался, когда в январе 1985 Apple представили свой принтер LaserWriter, а позже — в Июле — Aldus (впоследствии Aldus была поглощена Adobe, как и Macromedia в 2004 — та самая, которая выпустила Flash, FinalCut, и прочие) представили программу PageMaker, которая быстро стала стандартом индустрии, в 1985 даже обогнав Майкрософт Ворд в этом сегменте. Ещё была Ventura — впоследствии Corel Ventura, и пара других.
В 1990-х годах QuarkXPress (первая версия вышла на рынок в 1987 году) приобрел широкую популярность в области профессиональной верстки и полиграфического дизайна благодаря простоте использования, неприхотливости системных требований, поддержке векторных шрифтов и других широко востребованных в отрасли возможностей.
На момент появления своего основного конкурента Adobe InDesign в 1999 году, QuarkXPress, несмотря на постоянную критику за высокую стоимость лицензии и довольно долгий период внедрения инноваций, де-факто являлся промышленным стандартом, покрывая около 90% рынка.
Выпуск пятой версии в 2002 году привел к конфликту с фирмой Apple, поскольку релиз все еще не поддерживал Mac OS X, в то время как Adobe InDesign, выпущенный на той же неделе, поддерживал.
Одновременно с этим президент Quark Inc. Фред Эбрахими (англ. Fred Ebrahimi) выступил с резкой критикой платформы Macintosh и отметил, что тем, кто не удовлетворен работой Quark на платформе Mac, стоит попробовать что-нибудь другое.
Вследствие соперничества с InDesign, Quark стал сдавать свои позиции и был вынужден предпринять ряд шагов для того, чтобы удержаться на рынке. Впрочем, они не помогли выиграть у InDesign.
Основная проблема Quark, которая стала основной причиной их проигрыша в 2000-х — глухота компании к пользователям, и действительно сильно завышенная на тот момент цена. Вторая — как следствие — техническое отставание, которое компания-производитель здорово сократила в 2018 году, однако все же не смогла окончательно ликвидировать. Были ещё причины, связанные именно с качеством производства, но их можно отнести к первому пункту.
Однако есть распространённое мнение, что с введением в Adobe системы подписки с версии CC, и постепенным полным отказом от бессрочных лицензий, Adobe стала вести себя так же, как и Quark когда-то. Мое личное мнение заключается в том, что для Адоби это совсем не ново (см. хотя бы судьбу бездарно угробленного Flash), и отсутсвие конкуренции ведёт к тому, что отпадает острая необходимость реагировать на замечания пользователей, что многие старые баги не исправляются от версии к версии, а новые функции не вводятся так же активно, как на ранних стадиях развития.
В PageMaker я стал работать, перейдя из QuarkXPress, через который в принципе вошёл в вёрстку. В то время (это была середина 2000-х) QuarkXPress проигрывал PageMaker, и уже появился приличный InDesign. (Тут надо отметить, что с интернетом у нас в стране в это время было ещё всё очень непросто, и программы эти поступали к нам с хорошей задержкой, на CD. И было мало информации о том, что происходит в мире.)
После работы в PageMaker, InDesign — как его продолжение и замена — казался большущим шагом вперёд, он был значительно удобнее. С тех пор прошло больше 15-ти лет, и InDesign развивался стремительно почти все это время.
В определенной степени, в последних версиях это развитие замедлилось, но оживление со стороны Quark настраивает на оптимизм. Ещё очень вдохновляют нововведения в недавно вышедшей последней — на момент написания этого текста версии (CC 2018) — а именно возможность менять размеры макета и автоматически перестраивать свёрстанное содержимое в связи с этим — эта столь долгожданная функция реализована на качественно новом уровне по сравнению с предыдущем решением. Так что надежда на развитие остаётся, и конкуренция между производителями его подстёгивает.
Ну а если вы ещё не знаете InDesign в совершенстве — у нас есть курс, на котором вы научитесь профессионально верстать в нём всё что угодно.
И ещё немножечко шить.
Similar Posts:
- Подкасты для архитекторов на русском языке
- Отчего Ревит уныл
- Кернинг и трекинг
- 5 причин наконец-то начать верстать в InDesign
- Input fields in InDesign (and other Adobe CC programs)